Россия обогнала Великобританию и Францию в рейтинге внимательности к другим людям
Международная группа исследователей составила рейтинг социальной внимательности, характеризующий способность людей думать и заботиться о посторонних.
Исследование опубликовано в PNAS, коротко о нем рассказывает Science Alert.
Социальная внимательность отличается от индивидуальной тем, что здесь нет вознаграждения: мы не ожидаем от незнакомцев ни благодарности, ни ответных действий. Однако забота о других, или дружелюбие, является важной характеристикой здорового общества.
По мнению исследователей, такой тип внимательности по отношению к другим следует рассматривать и изучать отдельно от тех видов поведения, которые требуют от нас затрат (будь то время, деньги или усилия).
Команда провела серию экспериментов с 8354 людьми из 34 разных стран. Людей просили выбрать на экране один объект и сообщали, что следующему испытуемому нужно будет выбирать из оставшихся.
Например, в одном из вариантов участникам были показаны два зеленых яблока и одно красное. Взяв зеленое яблоко, добровольцы могли продемонстрировать социальную внимательность, предоставив следующему человеку выбор из красного и зеленого. Если человек выберет единственное красное яблоко, он не оставит выбора следующему участнику.
Каждый участник прошел 24 таких испытания с различными рандомизированными объектами. Некоторые из вариантов были «контрольными», где все элементы были одинаковыми или предоставляли равный выбор.
Оказалось, что в разных странах уровень социальной внимательности различается.
В топ-5 самых внимательных стран вошли Япония, Австрия, Мексика, Израиль и Чехия. На другом конце шкалы оказались Индонезия, Турция, Индия, ЮАР, Гонконг.
Россия заняла 11-е место в рейтинге, обойдя Великобританию, Францию, Австралию, США и Канаду и лишь немного уступив Германии.
«Мы не привязываем оценочных суждений к результатам исследования, — отметили исследователи. — Главное, что эти различия существуют. Мы ожидали этого, но ранее это не было научно доказано».
Объяснениями этих различий могут быть уровень доверия общества к незнакомцам, уровень образования, экономическое процветание (или его отсутствие) или преобладание религиозных ценностей. Однако для точного понимания потребуются дальнейшие исследования.