Почему взрослые предпочитают не знать то, что им полезно — показало исследование

Оказалось, что «эффект страуса» начинается гораздо раньше, чем считалось.
Kues/Shutterstock/FOTODOM

Исследователи из Чикагского университета определили точный момент, когда мы перестаем быть любопытными и начинаем «прятать голову в песок». Результаты опубликованы в журнале Psychological Science.

От любознательности к «эффекту страуса»

Взрослые часто избегают новостей, не проверяют банковский счет и отмахиваются от информации, которая может оказаться полезной и даже боятся ходить к врачу, что бы узнать о состоянии своего здоровья. Но когда именно мы начинаем выбирать «комфортное» незнание вместо честных ответов?

Оказалось, что это касается не только пожилых людей, как считалось ранее. В экспериментах с 320 детьми от 5 до 10 лет выяснилось: переломный момент наступает примерно в семь лет. До этого возраста дети активно ищут информацию, а после — начинают ее избегать, если ответы могут расстроить.

«Почему дети такие любопытные, а мы, став взрослыми, каким-то образом становимся избегателями информации? Что это за переход?» — задается вопросом Радхика Сантханагопалан, автор исследования. 

Конфеты и неудобная правда

Ученые проверили пять причин, по которым мы прячемся от фактов: страх негативных эмоций, угроза самооценке, защита убеждений, сохранение предпочтений и попытка выглядеть беспристрастным.

В одном из тестов детей просили назвать любимые и нелюбимые конфеты, а затем предлагали посмотреть видео о вреде этих сладостей для зубов.

«Мы обнаружили, что, в то время как дети младшего возраста действительно хотели искать информацию, дети старшего возраста начали проявлять тенденцию к избеганию», — говорит Сантханагопалан.
«Например, они не хотели знать, почему их любимые конфеты вредны, но совершенно спокойно узнавали, почему их нелюбимые конфеты вредны».

Моральный маневр

Особенно интересным оказался эксперимент с наклейками. Детям в парах предлагали выбрать одно из двух ведерок — себе и партнеру. В одном было больше наклеек, в другом (закрытом) — неизвестное количество. Перед выбором спрашивали: хотите узнать, сколько достанется партнеру?

Дети постарше все чаще отказывались от этой информации. Так они могли выбрать закрытое ведро партнеру, не чувствуя вины — ведь они «не знали», что там меньше.

«Мы хотим действовать в собственных интересах, но при этом очень заботимся о том, чтобы выглядеть справедливыми в глазах других. Свобода действий в моральных вопросах позволяет нам достичь обеих целей», — объясняет Сантханагопалан.

Исключение из правила

Любопытно, что в вопросах компетентности дети не боялись узнавать правду. Они без колебаний проверяли результаты тестов, даже если могли провалиться. Исследователи связывают это со школьной установкой: плохая оценка — просто шаг к хорошей.

«Возможно, поскольку они получают всю эту информацию о том, что можно изменить свои способности, если приложить усилия, они более склонны искать информацию», — предполагает Сантханагопалан.

Что с этим делать

Во взрослой жизни избегание информации приводит к серьезным последствиям — от личных проблем до углубления политической поляризации и к потере критического мышления. Ученые советуют спрашивать себя: почему я избегаю этих знаний? Возможно, краткосрочный дискомфорт мешает увидеть долгосрочную пользу.

«У людей есть склонность стремиться к разрешению неопределенности, но когда разрешение ситуации становится угрожающим, они могут вместо этого переключиться на избегание», — резюмирует Сантханагопалан.

«Я думаю, есть что-то ценное в том, чтобы не паниковать от недосказанности и принимать ее как данность и  стараться анализировать ситуацию».

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram