Люди предпочитают не знать о последствиях своих действий — психологи объясняют, почему

Shutterstock
«И волки сыты, и овцы целы».

Согласно новому исследованию, 40% людей предпочли бы не знать о последствиях своих действий, чтобы у них был повод действовать более эгоистично, сообщает Американская психологическая ассоциация. Научная статья вышла в Psychoological Bulletin.

«Примеры умышленного невежества изобилуют в повседневной жизни, например, когда потребители игнорируют информацию о проблемном происхождении продуктов, которые покупают», — заявила ведущий автор Линь Ву, магистр наук, докторант Амстердамского университета (Нидерланды).

Ву и ее коллеги провели метаанализ 22 ранее опубликованных исследований, в которых приняли участие 6531 человек. Каждое исследование проводилось либо в исследовательской лаборатории, либо онлайн. Все они включали механизм, согласно которому некоторые участники узнавали о последствиях своих действий, в то время как другие могли отказаться от этой информации, если пожелают.

Например, в одном важном исследовании участники могли выбрать получение 6 долларов для себя и 1 доллара для другого человека. В качестве альтернативы участник мог выбрать 5 долларов для себя, но такая же сумма будет выплачена другому получателю. Очевидно, что первый вариант гораздо менее альтруистичен, чем второй. Когда участники знали о последствиях своего решения, 74% действовали альтруистически и выбрали второй вариант. Однако в другой ситуации, когда участники не знали, как их выбор повлияет на других, все было по-другому: им сообщали, что с вероятностью 50% их решение негативно повлияет на другого получателя. При этом люди могли тайно узнать, что случится. Около 44% выбрали незнание. Исследование показало, что некоторые люди активно избегают информации, особенно если эта информация напрямую связана с их выбором.

Это, как утверждали авторы, позволило этим участникам продолжать действовать эгоистично, сохраняя при этом восприятие себя альтруистическими личностями.

Новый метаанализ показал, что те, кто решил узнать последствия своих действий, были на 7% более склонны к альтруизму по сравнению с участниками, которым информация была предоставлена по умолчанию. Это говорит о том, что по-настоящему щедрые люди предпочитают узнавать о результатах своего выбора.