Создана криотехнология, которая позволит астронавтам вернуться с Марса

Система может обеспечить не только безопасный возврат экипажа, но и более гибкое планирование миссий, без необходимости закладывать избыточные объемы топлива.
NASA

НАСА провело успешные испытания новой криогенной системы охлаждения, которая способна решить одну из главных технических проблем будущих марсианских миссий. Эта технология может предотвратить испарение топлива в условиях длительного космического полета, позволяя астронавтам сохранять запасы жидкого топлива в течение месяцев или даже лет.

Вылет возможен и без охлаждения, возврат — нет

Ключевая трудность таких миссий — это не только транспортировка людей и оборудования, но и обеспечение надежного возврата. Для этого требуется много ракетного топлива — жидкого водорода, кислорода или метана. Все они являются криогенными веществами, которые нужно поддерживать при очень низких температурах: например, водород кипит уже при –253 °C. Даже в холоде космоса такие жидкости постепенно превращаются в газ и начинают испаряться. Это создает опасность избыточного давления в баках и требует сброса газов, что приводит к потере топлива. На коротких миссиях или в условиях наземного старта это не проблема. Но в случае полета на Марс, который длится не неделю, а годы, такие потери могут быть катастрофическими.

Если, например, в баке находится 38 тонн жидкого водорода, то без активного охлаждения за год может испариться до 16 тонн. Это значит, что по прибытии на Марс у экипажа просто не останется топлива, чтобы вернуться. Даже толстая изоляция не справится — нужны другие методы.

Фото: NASA

Чтобы решить эту проблему, инженеры НАСА в Центре космических полетов имени Маршалла разработали двухступенчатую систему активного охлаждения. Она была протестирована в течение трех месяцев на наземной установке и показала высокий уровень эффективности. Система использует два контура с жидким гелием. Первый, основной контур, содержит гелий, охлажденный до –253 °C, и непосредственно обвивает бак, стабилизируя температуру топлива. Второй контур, расположенный снаружи и защищенный термобарьером, циркулирует более теплый гелий (–183 °C) и блокирует внешнее тепло, прежде чем оно достигнет резервуара.

Вся система встраивается в металлизированную изоляцию, создавая надежный барьер для тепла. Это позволяет хранить криотопливо практически без потерь, что особенно важно не только для полетов, но и для работы на орбите или на поверхности других планет.

Фото: NASA

Как подчеркивает Кэти Хенкель, исполняющая обязанности менеджера проекта Cryogenic Fluid Management Portfolio:

«Технологии для снижения потерь топлива должны быть реализованы для успешных длительных миссий в глубокий космос, таких как Луна и Марс. Двухступенчатое охлаждение предотвращает потерю топлива и успешно обеспечивает длительное хранение топлива, будь то транзитом или на поверхности планетарного тела».

Система может обеспечить не только безопасный возврат экипажа, но и более гибкое планирование миссий, без необходимости закладывать избыточные объемы топлива. Теперь НАСА планирует дальнейшие испытания в условиях микрогравитации — например, на МКС или в рамках будущих орбитальных платформ. Это станет следующим шагом к реальному осуществлению пилотируемого полета на Марс.

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram