Наскальное изображение кенгуру датировали оригинальным способом
Ученые из Мельбурнского университета и Университета Западной Австралии нашли способ датировки наскальных изображений в пещерах округа Кимберли.
Работа опубликована в журнале Nature Human Behaviour, коротко о ней рассказывает The Conversation.
Исследователи выделяют пять стилистических периодов в наскальном искусстве аборигенов Австралии. Самый древний из них, «натуралистический», включает изображения животных в натуральную величину. Древние художники обводили контуры и заштриховывали середину.
Для изображений использовалась охра — оксид железа красно-оранжевого цвета. К сожалению, ни один современный метод научного датирования не может определить, когда эта краска была нанесена на поверхность породы.
Исследователи применили новаторский подход — они датировали окаменелые гнезда насекомых, которые перекрывают или лежат под пигментом наскального искусства. Эти даты обеспечивают возможность определить временной диапазон для рисунков.
В северо-восточном регионе Кимберли в Западной Австралии на потолке пещеры была обнаружена двухметровая картина с изображением кенгуру.
«Нам удалось датировать три осиных гнезда под картиной и три гнезда на ней, — рассказали исследователи. — На этом основании мы с уверенностью определили, что картине от 17 100 до 17 500 лет — скорее всего, около 17 300 лет».
Таким образом, изображение кенгуру является старейшим из известных наскальных рисунков в Австралии.
После натуралистического стиля в наскальном искусстве последовал стиль Гвиона. Здесь изображались украшенные человеческие фигуры, часто с головными уборами и бумерангами. Картины Гвиона создавались около 12 000 лет назад.
С помощью этих дат ученые также могут частично реконструировать среду, в которой жили художники того времени. Например, большая часть натуралистического периода совпала с концом последнего ледникового периода, когда окружающая среда была холоднее и суше, чем сейчас. Уровень моря был на 106 м ниже сегодняшнего, а береговая линия Кимберли находилась примерно на 300 км дальше, то есть более чем на половину расстояния до Тимора.
Художники-аборигены в то время часто предпочитали изображать кенгуру, рыб, птиц, рептилий, ехидн и растения (особенно ямс). По мере потепления климата ледяные шапки таяли, сезон дождей возобновлялся, количество осадков увеличивалось, а уровень моря поднимался, иногда быстро.
К периоду Гвиона около 12 000 лет назад уровень моря поднялся и достиг уровня на 55 м ниже сегодняшнего. Это побудило жителей Австралии к переделу территорий и установлению новых социальных отношений, считают ученые. Именно тогда художники-аборигены изображали богато украшенные человеческие фигуры, напоминающие фотографии аборигенов в церемониальной одежде в начале XX века. Хотя растения и животные также изображались, человеческие фигуры были явно самым популярным объектом.
«Маловероятно, что изображение кенгуру, датированное нами, является самой старой из сохранившихся картин, — заключили исследователи. — В будущих исследованиях почти наверняка найдутся еще более старые работы. На данный момент, однако, кенгуру возрастом 17 300 лет вызывает восхищение».
Изображения: Peter Veth, Pauline Heaney, Damien Finch