Теория игр помогла научить беспилотные автомобили ездить по-человечески

Разработана новая модель, описывающая поведение водителя при выезде на дорогу.
Volvo/Ferrari Press/East News

В Делфтском техническом университете в Нидерландах разработана новая модель, которая лучше описывает поведение человека при встраивании в поток на автомагистрали. Авторы рассказали о ней в научной статье в PNAS Nexus.

Выезд на дорогу — обычное дело для многих водителей. Мало кто задумывается, как много факторов они при этом учитывают. И только в ходе компьютерного моделирования становится очевидной сложность этого маневра.

«Текущие модели основаны на теории игр, которая предполагает, что люди всегда стараются вести себя оптимально, чтобы оказаться «победителями». Но на самом деле они действуют по-разному в большинстве ситуаций», — объясняет постдокторант Ольгер Сибинга.

Он уверен, что основной фактор, который учитывается водителями — это максимальное снижение риска ДТП.

Новую модель взаимодействия основана на сочетании оценки риска и коммуникации с другими участниками дорожного движения. В основу ее лег эксперимент, который Сибинга проводил ранее. В нем участвовали два человека. Они должны были выехать на дорогу в виртуальном симуляторе, при этом были отделены друг от друга стеной и видели вторую машину только на экране компьютера.

Оказалось, оценка риска водителем во многом базируется на восприятии им поведения другого участника дорожного движения. «Они создают картину ситуации, интерпретируя скорость другого автомобиля как коммуникацию, и оценивают риск на основе этого. Если этот воспринимаемый риск становится слишком высоким, водители меняют свое поведение, например, ускоряясь или тормозя, чтобы достичь безопасного результата», — поделился исследователь.

Моделирование поведения живого водителя в дальнейшем может применяться для улучшения систем управления беспилотными транспортными средствами.

«Если мы научимся лучше понимать, что лежит в основе наших решений, то сможем разрабатывать более совершенные системы и позволять автономным транспортным средствам работать таким образом, который мы сочтем социально приемлемым», — добавил Сибинга.

Сейчас он работает над расширением этой модели путем включения в нее рулевого управления.