Груди как горы, а зубы как лопата: филологи рассказали о сибирских богатырках

«Чугунный пол в девяти местах продавливая, она вошла».

Ученые из Института филологии СО РАН проанализировали портреты героинь эпосов сибирских народов.

Работа опубликована в «Сибирском филологическом журнале», коротко о ней рассказывает «Наука в Сибири».

Героини эпосов бурят, шорцев и хакасов далеко не всегда соответствовали стереотипам традиционной женственности и были хранительницами домашнего очага, пишут исследователи. Народы складывали легенды о воительницах-богатырках. В бурятских сказаниях на смену погибшему герою нередко приходила его сестра, а у шорцев — иногда и жена. 

У бурят девы-воительницы прятали свою внешность под доспехами брата или мужа, и соперники сперва воспринимали их как мужчин. «Наперерез со стороны вылетел удалец на огненно-рыжем коне, в красном, как киноварь, седле, с зубами, как лопата, с темно-коричневым лицом, с черной саженной косой, с желтым бухарским луком» — так описывается появление героини Алма Мэргэн в бурятском эпосе «Абай Гэсэр».

Напротив, в шорском эпосе героиня-воительница подчеркнуто женственна, но обладает богатырской силой. «Девушка вошла. Одна грудь ее была подобна горе, и другая подобна горе. Вот такая девушка вошла. Чугунный пол в девяти местах продавливая, она вошла», — описывают героиню сказители.

В хакасских эпосах «Алтын-Арыг» и «Ай-Хуучин» воительницы прекрасны, их называют «достойнейшими из дев». Они носят платья, множество украшений и длинные волосы, заплетенные в косы.

Если положительные героини описываются как красавицы, злодейки из эпосов, напротив, безобразны и часто даже зооморфны — имеют черты животных или птиц: «с белым-белым клювом, с острым большим подбородком, с единственным глазом на макушке, с единственным зубом во рту, изжелта-белой головой».

«Изображение таких персонажей, внешне напоминающих птиц и зверей, вероятно, является наиболее архаичным и уходит корнями в тотемистические и анимистические воззрения шорцев и других народов Сибири», — отметили исследователи.

Ученые отметили общность нравственных и эстетических оценок в изображении персонажей. «В используемых стереотипах прослеживается единое понимание того, что внешняя красота героинь, как и уродливость отрицательных персонажей, выступает в тесной связи с их внутренним содержанием, проявляющимся в их поступках и действиях», — заключили авторы исследования.

Фото: Shutterstock

Ученые выяснили, сколько авторов было у «Беовульфа»

Русский эпос

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации