Здоровье россиян из разных регионов сравнили с показателями соседних стран
Ученые из МГУ имени М. В. Ломоносова изучили показатели здоровья россиян за последние 30 лет.
Исследование опубликовано в журнале International Journal for Equity in Health, коротко о нем рассказывает пресс-релиз университета.
В России пока не существует официального индекса для оценки здоровья жителей. Поэтому в расчетах использовались базовые показатели здоровья: продолжительность жизни и младенческая смертность, на основе которых авторы работы вывели показатель PHI (Public Health Index — индекс здоровья населения).
Как показало исследование, с 1990 года уровень здоровья резко снизился и оставался таким почти два десятилетия. Причинами названы рост криминала, наркомании и алкоголизма, а также постоянный высокий уровень стресса, влияющего на сердечно-сосудистую систему.
Лишь с конца 2000-х годов здоровье жителей нашей страны начало улучшаться. Тем не менее даже после выхода из кризиса данные по разным регионам России оказались неоднородны.
В Москве, Санкт-Петербурге и на юго-востоке европейской части страны уровень здоровья жителей приближается к показателям западных постсоветских стран. В северной части России и в Дальневосточном регионе ситуация хуже: здесь показатели здоровья находятся на уровне Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Ученые отдельно отметили, что в нефтедобывающих городах уровень здоровья жителей заметно отличается в лучшую сторону.
Но даже в регионах с высоким ВВП на душу населения, сравнимым с США, Катаром или Китаем, показатели здоровья ниже, чем в этих странах. Исследователи предполагают, что это связано с сильным расслоением населения и по уровню доходов, и по доступности квалифицированной медицинской помощи и лекарств.
«Наши результаты ярко демонстрируют, что прогресс в качестве жизни граждан невозможен без решения проблем внутри регионов. <...> Актуально выявление наиболее уязвимых территорий не только внутри регионов, но и внутри крупных городских агломераций, что невозможно без привлечения достоверных муниципальных данных», — заключили авторы работы.