Ученые вычислили количество этапов формирования Солнечной системы

Планеты земной и внешней группы планет формировались не одновременно.

Международная команда ученых из Оксфордского университета, Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана, Байройтского и Цюрихского университетов, а также Швейцарской высшей технической школы в Цюрихе предложили новую теорию образования Солнечной системы в два этапа, пишет SciTechDaily. Статья исследователей опубликована в журнале Science.

Ученые давно ищут ответ на вопрос, почему планеты земной группы (внутренние, например, Марс, Земля и Венера) отличаются от планет внешней группы, таких как Юпитер, если все они образовались из единого протопланетного облака. Планеты земной группы небольшие и содержат очень мало воды и других летучих компонентов в расчете на общую массу. Внешние же планеты влажные и большие. Кроме этого, планеты этих двух групп отличаются друг от друга изотопным составом.  

Исследователи предложили объяснение этому в двухэтапной модели аккреции планетизималей (мелких тел, которые, слипаясь, образовали протопланеты). Ученые предполагают, что протопланеты земной группы образовались раньше, и они были сильно разогреты из-за радиоактивного распада изотопа алюминия-26. В следствие внутреннего плавления эти протопланеты потеряли летучие компоненты.

У протопланет внешней группы аккреция началась позднее, нагрев у них был меньше, и поэтому они сохранили большую часть летучих веществ, которые были захвачены протопланетным облаком. То есть на раннем этапе образования планеты из этих двух групп развивались по-разному.

«Различные временные интервалы формирования двух популяций планетезималей означают, что их внутренние тепловые двигатели радиоактивного распада существенно различаются. Планетезимали внутренней группы быстро стали очень горячими, образовали внутренние магматические океаны, железные ядра и дегазировали. Это привело к образованию сухих планет. Внешние планетезимали сформировались позднее и испытали существенно меньший внутренний нагрев и, следовательно, ограниченное образование железного ядра и выделение летучих веществ», — сказал ведущий автор исследования доктор Тим Лихтенберг.

Теоретическая основа новой модели базируется на последних наблюдениях за другими планетными системами во время их формирования и изучении метеоритов.

Фото: Mark A Garlick

Человек, который поставил планеты на место

«Планета-пушинка» изменила представления астрономов о планетарном образовании

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации