Ученые выделили два типа любопытства
Исследователи из Школы инженерии и прикладных наук Пенсильванского университета обнаружили, что человеческое любопытство имеет два разных типа.
Исследование опубликовано в журнале Nature Human Behavior, коротко о нем рассказывается на сайте Школы.
Ученые изучили процесс сбора новой информации в «Википедии». В исследовании приняли участие 149 участников, которым было поручено просматривать энциклопедию по 15 минут в день в течение 21 дня без инструкций о том, какие страницы посещать.
Затем исследователи описали пути участников по сайту, используя теорию графов, где страницы становились вершинами, а взаимосвязь между страницами — ребрами. Таким образом они смогли выделить два принципиально разных архетипа — Охотник и Сплетник (Hunter and Busybody).
Охотники продемонстрировали плотную сеть с относительно высокой кластеризацией вершин и короткой общей длиной пути. Это означает, что для Охотников характерен поиск тесно связанной информации, стремление глубоко погрузиться в определенную тему.
Сплетники же, напротив, создали граф с многочисленными вершинами из разных тематик и большей длиной пути. Интересы Сплетника перескакивают от темы к теме, в результате собирается разнообразная, но слабо связанная информация.
Однако стиль любопытства участников исследования не являлся чем-то постоянным.
«Мы предполагаем, что переход от Охотника к Сплетнику может произойти из-за стремления к сенсациям или тяги к новизне и новой информации в течение дня», — объяснили исследователи. При депривации знаний — необходимости получить определенную информацию — люди, напротив, использовали стиль Охотника.
«Речь идет скорее о построении структуры информации, чем о приобретении отдельных информационных единиц. Это может побудить преподавателей задаться вопросом, как мы можем помочь студентам не только понять существующие связи между знаниями, но и с энтузиазмом построить новые, — заключили ученые. — Любопытство следует поощрять. Мы должны ценить и уважать каждый стиль любопытства, не давая при этом указаний студенту, как именно выполнить задачу».
Фото: Shutterstock