В Китае предложили построить мегакосмолет длиной в километр

Эксперты космической отрасли разбираются, возможно ли это, и если да, то зачем.
Фото: Shutterstock

Китай рассматривает возможность создания сверхбольших космических кораблей длиной до 1 км, рассказывает Live Science.

Проект является частью конкурса исследовательских предложений от Национального фонда естественных наук Китая. Авторы проекта считают, что такой космический корабль станет «главным стратегическим аэрокосмическим аппаратом для будущего использования космических ресурсов, исследования тайн Вселенной и длительного проживания на орбите».

Бывший главный технолог НАСА и профессор аэрокосмической инженерии Корнеллского университета Мейсон Пек считает, что теоретически создание такого корабля и монтажа его в космосе «вполне возможно».

По словам Пека, самой большой проблемой будет цена из-за огромной стоимости запуска модулей и материалов в космос. Строительство МКС, максимальная ширина которой составляет всего 110 м, обошлось примерно в $100 млрд, а китайский проект предполагает строительство корабля в десять раз больше.

Однако многое зависит от того, какую структуру будет иметь корабль. МКС укомплектована оборудованием и рассчитана на размещение людей, что значительно увеличивает ее массу. Если китайский проект будет просто очень длинным, но не тяжелым, «то это совсем другая история», сказал Пек.

Также снизить стоимость запуска корабля-гиганта могут помочь новые технологии строительства. Традиционный подход заключается в создании модулей на Земле, а затем их сборке на орбите. Однако технология 3D-печати в космосе может позволить получать компоненты больших размеров из компактных материалов. 

Еще более привлекательным вариантом было бы получение сырья с Луны. Спутник имеет более низкую гравитацию по сравнению с Землей, а это означает, что запускать материалы с его поверхности в космос будет намного проще. Тем не менее для этого сначала требуется создать инфраструктуру запуска на Луне, и поэтому в краткосрочной перспективе это не вариант.

Конструкция столь массивных размеров также столкнется с уникальными проблемами. Всякий раз, когда космический корабль маневрирует на орбите или стыкуется с другим кораблем, эти движения заставляют всю конструкцию вибрировать и изгибаться. При огромных размерах для затухания колебаний потребуется много времени, а значит, космическому кораблю потребуются амортизаторы или другие способы стабилизации.

Отдельной задачей будет принятие решения о высоте орбиты. На более низких высотах сопротивление атмосферы Земли замедляет орбитальные устройства, которым приходится постоянно возвращаться на стабильную орбиту. Это является проблемой даже для МКС, а более крупная конструкция потребует гораздо больше топлива для возвращения на свою орбиту.

Если же выбирать более высокую орбиту, то запуск на большую высоту обойдется намного дороже, а уровень радиации быстро увеличивается по мере удаления от атмосферы Земли, что будет опасным для людей, работающих на таком корабле.

Хотя создание такой структуры может быть технически возможным, оно невозможно в любом практическом смысле, считает Майкл Лембек, профессор аэрокосмической техники в Университете Иллинойса. «Это фантастично, интересно в теории, но не очень реалистично при нашем уровне технологий», — сказал он.

Есть также вопросы о том, для чего можно было бы использовать такой большой космический корабль. Лембек сказал, что можно было бы, например, использовать преимущества микрогравитации и обильной солнечной энергии для создания полупроводников и оптического оборудования, но это потребует огромных затрат на обслуживание.

Китай также предложил идею создания огромных солнечных батарей на орбите и передаче энергии обратно на Землю с помощью микроволновых лучей, но Пек провел некоторые предварительные расчеты. Получилось, что космическая энергия будет стоить около $1000 за ватт. Энергия, вырабатываемая солнечными панелями на Земле, обходится в $2 за ватт.

Наиболее многообещающим применением такой большой космической конструкции эксперты считают научные цели. Космический телескоп такого размера потенциально сможет увидеть детали поверхности планет в других солнечных системах. 

На новую китайскую космическую станцию впервые прибыл экипаж

Что будут представлять собой первые космопорты

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации