В самолетах будут использовать ИИ, чтобы справиться с турбулентностью

Инженеры создали систему, корректирующую полет во время воздушной тряски.
hideto999/Shutterstock/FOTODOM

Турбулентность в самолетах может остаться в прошлом. Ученые разработали FALCON — систему искусственного интеллекта, которая помогает транспортным средствам адаптироваться к воздушной тряске за считанные минуты.

Турбулентность — изменение давления воздуха, вызывающее тряску самолета.  Она возникает в небе при встрече воздушных масс, движущихся с очень разными скоростями.  Чтобы справиться с этим явлением, необходима автоматическая корректировка полета самолетов.

FALCON обучен понимать основные принципы, вызывающие турбулентность, чтобы адаптироваться к любым воздушным условиям. Система основана на методах Фурье, где применяются комплексные синусоидальные волны для представления данных о воздушных течениях. Исследователи обнаружили, что данные в виде периодических волн позволяет эффективнее моделировать условия турбулентности.

«Обучение с подкреплением для адаптации в режиме реального времени примечательно тем, что оно изучает базовую модель турбулентности. Я считаю, что эта технология вполне осуществима, особенно с учетом современных вычислительных возможностей, поддерживающих интеграцию адаптивного обучения ИИ, анализа Фурье и вычислений в режиме реального времени», — рассказал профессор аэрокосмической инженерии в Университете Эмбри-Риддла Хевер Монкайо.

Инженеры протестировали ИИ в аэродинамической трубе Калифорнийского технологического института, оснастив беспилотник датчиками давления. После девяти минут обучения, в течение которых FALCON постоянно пытался адаптироваться к меняющейся турбулентности и передавал результаты, ИИ смог сохранить устойчивость аэродинамического профиля БПЛА. 

Сейчас ученые рассматривают возможность расширения системы для использования в коммерческой авиации. Однако есть нюансы — например, особенности быстрой адаптации к разнообразным и непредсказуемым условиям, а также проверки производительности в различных конфигурациях БПЛА и при разных ветровых условиях.

Впрочем, исследование может помочь в более плавном управлении беспилотниками и коммерческими самолетами. Следующий этап разработки FALCON направлен на сокращение времени обучения ИИ. Это, вероятно, станет основной задачей инженеров, пишет Live Science.