Взгляд на жизнь знати накануне Крещения Руси: в Великом Новгороде нашли роскошный клад
Клад последней четверти X века с серебряными украшениями и монетами обнаружила экспедиция Института археологии РАН при раскопках на Софийской стороне Великого Новгорода. За все годы археологического изучения Новгорода было найдено лишь три клада этого времени. Новый клад, получивший название «Воздвиженский», стал четвертым и самым крупным по весу серебра и количеству предметов. Он насчитывает около 1900 предметов. Обнаружение комплекса монет и украшений первых десятилетий существования города — событие абсолютно исключительное.
Всестороннее изучение клада еще предстоит, но его научная значимость для ранней истории Новгорода и Древней Руси вполне очевидна: присутствие в одном комплексе восточных, византийских и западных монет отражает широту торговых контактов Новгорода. А украшения, получившие точную датировку благодаря монетам, представляют исключительную важность для изучения и реконструкции парадного женского убора новгородской знати времен Владимира Святославича.
В сентябре 2024 года Новгородская экспедиция Института археологии РАН завершила археологические исследования в зоне строительства жилого дома на улице Воздвиженской. Это территория средневекового Людина конца, в 10 метрах от раскопа проходила средневековая улица Воздвиженская. В небольшой раскоп, получивший название «Воздвиженский», попала центральная часть усадьбы XII–XV веков. Собранные находки свидетельствуют о высоком благосостоянии жителей усадьбы: это свинцовые актовые печати и товарные пломбы, металлические украшения, серебряный новгородский денежный слиток, обнаруженный внутри жилой постройки XIV века и берестяная грамота № 1203, залегавшая в слоях XII века.
Но люди жили здесь с конца X века. Именно к этому времени относится клад. Владелец спрятал его в яму, выкопанную в глине. Было найдено около 1800 целых и фрагментированных серебряных монет и более 80 серебряных украшений. Вес клада — около 3 кг.
Основная часть монет отчеканена на монетных дворах Ближнего Востока и Центральной Азии. Их география весьма обширна: куфические дирхамы Арабского халифата, выпущенные в Багдаде, Амиде, Аль-Джазире и других местах на территории современных Ирака, Ирана, Турции, Сирии и Афганистана. Больше всего дирхамов амиров из династии Саманидов, от Исмаила ибн Ахмада (892–907) до Мансура ибн Нуха (961–976). Монеты позволили определить примерное время, когда был спрятан клад. Самая «младшая» из точно датируемых монет клада датируется 974-975 годами. Среди монет также встречаются подражания куфическим дирхамам, отчеканенные на территории Волжской Булгарии, которая играла в Х веке главную посредническую роль в торговле государств мусульманского Востока с Древней Русью и сопредельными землями.
Кроме куфических монет, в кладе — сасанидская драхма шахиншаха Хосрова II (591–628), германский денарий императора Оттона I (936–973) и девять византийских милиарисиев: восемь императора Константина VII Порфирогенета (945–959) и один — Иоанна Цимисхия (969–976). Монеты использовали как привески: об этом говорят приклепанные ушки, с помощью которых монеты крепились к ожерельям или элементам костюма.
Часть клада — это украшения: стеклянные и хрустальные бусины, бронзовая позолоченная подвеска и 72 предмета из серебра (перстень, височное кольцо, украшенное зернью, 16 одинаковых шарообразных пуговиц, нижняя часть которых оформлена пирамидками зерни). Остальные находки — части ожерелий: большой крест скандинавского типа, шесть широкорогих лунниц разных размеров с трубчатыми ушками, две щитообразные и одна ромбическая подвески с тисненым орнаментом, четыре круглые подвески с филигранным накладным декором и 40 бусин разных форм.
Все изделия сделаны из высокопробного серебра с большим искусством. Вероятно, это остатки двух или трех ожерелий, а сам клад является семейным «сокровищем». Очевидно, что владелицы активно носили украшения: многие серебряные бусины сильно потерты из-за длительного использования, на двух подвесках заметны следы ремонта. Украшения из клада показывают, что в составе одного убора находились предметы, связанные со скандинавским и восточнославянским кругом. Все изделия имеют аналогии в целом ряде кладовых комплексов этого времени, обнаруженных на территории Восточной Европы и Скандинавии.
Один из наиболее выразительных предметов — серебряный крест с расширяющимися к концам ветвями с тремя дисками на концах. Такие называют «кресты скандинавского типа», это один из древнейших типов предметов христианского культа на Руси. Они получили распространение в Скандинавии и на Руси со второй половины X века и продолжали бытовать в древнерусских землях до XII века.
«Контекст находок указывает на связь этих предметов с социальной элитой и военно-торговой средой. Крест Воздвиженского клада говорит о появлении христианских предметов в Новгороде до официального принятия крещения Владимиром и их первоначального бытования среди знати, местного, новгородского, происхождения или входившей в княжеское окружение. Клад найден в результате спасательных раскопок перед строительством, и это — убедительное подтверждение эффективности действующей системы», — сказал директор Института археологии РАН, вице-президент РАН академик Николай Макаров.