Новости

Сурдин рассказал, какие перспективы открывает первый полет марсианского вертолета

Член Международного астрономического союза, популяризатор науки Владимир Сурдин рассказал каналу «Наука», что особенного в сегодняшнем запуске марсианского вертолета Ingenuity.

Небольшой электрический вертолет НАСА Ingenuity был доставлен на Красную планету вместе с ровером Perseverance. После выбора взлетно-посадочной площадки для тестовых полетов вертолет провел тестовое раскручивание лопастей, а сегодня в прямом эфире состоялся первый внеземной взлет.

Владимир Сурдин
астроном, кандидат физ.-мат. наук, доцент физического факультета МГУ, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга

Событие это действительно историческое: полет в атмосфере иной планеты произошел впервые. Честно говоря, были сомнения, поскольку плотность марсианской атмосферы очень низкая — примерно такая же, как у нас на Земле на высоте 30 км. То есть это стратосфера, и туда только воздушные шары поднимаются, да и то не каждый долетит. Самолеты и тем более вертолеты туда вообще не могут подняться, им не на что опереться.

На Марсе разреженная атмосфера, но там в два с половиной раза более низкая сила тяжести, чем на Земле. На это и был расчет инженеров, что вертолетик будет легкий и сможет подняться на Марсе. Я поздравляю! Молодцы инженеры НАСА, что осуществили этот эксперимент.

Ingenuity — это довольно изящное инженерное сооружение из легких материалов с мощным аккумулятором. Правда, инженеры говорят, что у него рядовые составляющие: процессор, мол, от айфона, а аккумулятор куплен в соседнем магазине... Но все-таки вертолет обошелся в несколько миллионов долларов. Это небольшая цена для такого исторического полета.

Надо вспомнить, что братья Райт тоже невысоко поднимались и недолго летали, но за ними быстро начала развиваться авиация. Я надеюсь, что и на Марсе тоже вертолеты наберут мощность.

И я надеюсь, что именно вертолет сможет наконец-то опуститься в марсианские пещеры. Они найдены: это вертикальные колодцы большого диаметра — порядка 100 м, — и там, на дне колодца, скорее всего, разветвленная сеть пещер, где марсианская жизнь могла бы найти себе убежище. И есть надежда, что мы ее там обнаружим, но пока мы не знали, как туда попасть. Вот это как раз работа для вертолета! Он может туда опуститься и высадить какого-то робота-спелеолога, который полезет вглубь пещеры и известит нас о наличии либо отсутствии жизни на Марсе.

На Марс садились и поднимались аппараты на реактивном двигателе. Реактивный двигатель может и в пустоте летать, в этом его уникальность. Но длительное время на реактивном двигателе не полетаешь, а электрический вертолет подзаряжает свои батареи от Солнца и ему не нужны запасы топлива: подзарядил батарейку и еще раз полетал, подзарядил снова — и опять в полет.

Такие электрические технологии и на Земле сейчас получают развитие. Уже есть испытанные электрические самолеты, электрические квадрокоптеры — это будущее авиации даже на Земле. А на Марсе это уникальная и единственная возможность летать в атмосфере. В принципе, там и воздушный шар может подняться, но вряд ли кто-то это будет делать в такой разреженной атмосфере, а вертолет, как мы видим, летает. Может быть, и самолет — легкий планер — на Марсе сможет летать. Посмотрим!

Марс мы изучаем двумя методами. Первый метод — традиционный: с орбиты. Вокруг Марса летают роботы, космические зонды и с высоты 100–200 км фотографируют поверхность Марса, но это очень далеко и мелкие детали не видны.

Вторая возможность — это ползать по поверхности Марса. И марсоходы это делают. Но они могут исследовать очень маленький пятачок вокруг себя. Например, за 14 лет работы на Марсе самый продвинутый и самый удачный марсоход Opportunity прошел 40 с небольшим километров, то есть по 3 км в год. А вертолет может пролететь на небольшой высоте, фотографируя все с великолепным качеством и замечая мелкие детали. Он в течение суток сможет пролетать километры и очень детально исследовать поверхность планеты.

Ingenuity — замечательное изобретение! Ничего подобного не было создано ни в России, ни в Китае, ни в Европе. Это три региона, которые параллельно с американцами занимаются космонавтикой, но Америка идет впереди

Фото: НАСА

«Человек может и должен летать!»

НАСА объяснило, откуда на марсианском фото радуга

Читайте также
Российская ракета вывела на орбиту 36 британских спутников
Российская ракета вывела на орбиту 36 британских спутников
Небесную твердь в этот раз пробили на Дальнем Востоке.
В ОАЭ собственную миссию на Марс назвали «вопросом выживания»
В ОАЭ собственную миссию на Марс назвали «вопросом выживания»
Миссия поможет узнать, повторит ли Земля судьбу Марса.
НАСА провело испытания пожарной безопасности на космическом корабле
НАСА провело испытания пожарной безопасности на космическом корабле
Грузовик, забравший с МКС отходы, подожгли для испытаний.