Сурдин рассказал, какие перспективы открывает первый полет марсианского вертолета
Член Международного астрономического союза, популяризатор науки Владимир Сурдин рассказал каналу «Наука», что особенного в сегодняшнем запуске марсианского вертолета Ingenuity.
Небольшой электрический вертолет НАСА Ingenuity был доставлен на Красную планету вместе с ровером Perseverance. После выбора взлетно-посадочной площадки для тестовых полетов вертолет провел тестовое раскручивание лопастей, а сегодня в прямом эфире состоялся первый внеземной взлет.
Событие это действительно историческое: полет в атмосфере иной планеты произошел впервые. Честно говоря, были сомнения, поскольку плотность марсианской атмосферы очень низкая — примерно такая же, как у нас на Земле на высоте 30 км. То есть это стратосфера, и туда только воздушные шары поднимаются, да и то не каждый долетит. Самолеты и тем более вертолеты туда вообще не могут подняться, им не на что опереться.
На Марсе разреженная атмосфера, но там в два с половиной раза более низкая сила тяжести, чем на Земле. На это и был расчет инженеров, что вертолетик будет легкий и сможет подняться на Марсе. Я поздравляю! Молодцы инженеры НАСА, что осуществили этот эксперимент.
Ingenuity — это довольно изящное инженерное сооружение из легких материалов с мощным аккумулятором. Правда, инженеры говорят, что у него рядовые составляющие: процессор, мол, от айфона, а аккумулятор куплен в соседнем магазине... Но все-таки вертолет обошелся в несколько миллионов долларов. Это небольшая цена для такого исторического полета.
Надо вспомнить, что братья Райт тоже невысоко поднимались и недолго летали, но за ними быстро начала развиваться авиация. Я надеюсь, что и на Марсе тоже вертолеты наберут мощность.
И я надеюсь, что именно вертолет сможет наконец-то опуститься в марсианские пещеры. Они найдены: это вертикальные колодцы большого диаметра — порядка 100 м, — и там, на дне колодца, скорее всего, разветвленная сеть пещер, где марсианская жизнь могла бы найти себе убежище. И есть надежда, что мы ее там обнаружим, но пока мы не знали, как туда попасть. Вот это как раз работа для вертолета! Он может туда опуститься и высадить какого-то робота-спелеолога, который полезет вглубь пещеры и известит нас о наличии либо отсутствии жизни на Марсе.
На Марс садились и поднимались аппараты на реактивном двигателе. Реактивный двигатель может и в пустоте летать, в этом его уникальность. Но длительное время на реактивном двигателе не полетаешь, а электрический вертолет подзаряжает свои батареи от Солнца и ему не нужны запасы топлива: подзарядил батарейку и еще раз полетал, подзарядил снова — и опять в полет.
Такие электрические технологии и на Земле сейчас получают развитие. Уже есть испытанные электрические самолеты, электрические квадрокоптеры — это будущее авиации даже на Земле. А на Марсе это уникальная и единственная возможность летать в атмосфере. В принципе, там и воздушный шар может подняться, но вряд ли кто-то это будет делать в такой разреженной атмосфере, а вертолет, как мы видим, летает. Может быть, и самолет — легкий планер — на Марсе сможет летать. Посмотрим!
Марс мы изучаем двумя методами. Первый метод — традиционный: с орбиты. Вокруг Марса летают роботы, космические зонды и с высоты 100–200 км фотографируют поверхность Марса, но это очень далеко и мелкие детали не видны.
Вторая возможность — это ползать по поверхности Марса. И марсоходы это делают. Но они могут исследовать очень маленький пятачок вокруг себя. Например, за 14 лет работы на Марсе самый продвинутый и самый удачный марсоход Opportunity прошел 40 с небольшим километров, то есть по 3 км в год. А вертолет может пролететь на небольшой высоте, фотографируя все с великолепным качеством и замечая мелкие детали. Он в течение суток сможет пролетать километры и очень детально исследовать поверхность планеты.
Ingenuity — замечательное изобретение! Ничего подобного не было создано ни в России, ни в Китае, ни в Европе. Это три региона, которые параллельно с американцами занимаются космонавтикой, но Америка идет впереди
Фото: НАСА