«Я взяла бы на МКС кошку и мужа»: Анна Кикина рассказала о космическом полете
Какая была атмосфера на корабле? Комфортно ли было общаться с американскими коллегами?
Я чувствовала только поддержку со стороны американских коллег, эмоционально было очень комфортно. То же самое было и на МКС — весь экипаж работал, как единое целое, как одна команда, было много юмора и шуток.
Если бы пришлось выбирать — на каком корабле полететь на МКС в следующий раз, на «Союзе» или Crew Dragon, как бы вы предпочли?
Сравнить в полете «Союз» и Crew Dragon у меня не было возможности, но на симуляторах обоих кораблей приходилось работать — в Crew Dragon более физиологичные места для размещения космонавтов, чувствуешь себя свободнее. Но в целом оба корабля очень надежны, эффективны и удобны. В будущем я очень хотела бы снова полететь в космос! Главное, там побывать, а на каком корабле — не так уж важно.
Не жалеете, что у вас не было выхода в открытый космос?
Нет, изначально планировалось, что я буду управлять манипулятором ERA изнутри станции, и на это были особо заточены тренировки, но, конечно же, в будущих полетах мне хотелось бы поработать на внешней стороне станции. Кстати, как раз работа с манипулятором была одной из самых запоминающихся задач из всех тех, что приходилось выполнять на МКС.
Сколько времени у космонавта занимает научная работа?
Довольно много. Но каких-то фиксированных часов нет. В один день я могла заниматься экспериментами с утра до вечера, а в другой все время посвятить обслуживанию станции. Планированием времени космонавтов занимаются специальные службы на Земле — работа должна быть равномерно сбалансирована. Вообще, само пребывание человека на МКС — это одно большое научное исследование. Это исследование о человеке и с его участием. В рамках разных экспериментов мы постоянно отслеживаем свое состояние и отправляем данные на Землю. Все это делается, чтобы двигать человечество вперед, возможно, — далеко за пределы нашей планеты для освоения космоса. Самой запоминающейся из научных задач для меня было ультразвуковое исследование брюшной полости, которое мы, космонавты российского сегмента, делали друг другу, чтобы ученые на Земле могли проанализировать и понять, как микрогравитация влияет на пищеварительный тракт человека. Это было очень забавно — найти нужные органы и показать их так, как нужно.
Вы — первый гражданин России за 20 лет, который летал на МКС на американском корабле, и вторая работавшая на станции женщина из нашей страны. Важны ли для вас эти цифры?
Не особенно, о них я узнала от журналистов. Важнее всего — хорошо выполнять свою работу.
Быстро ли, по ощущениям, пролетели 157 суток экспедиции? Грустно ли было улетать?
Очень быстро! Скорее всего, потому что было очень много самых разных задач — работа на орбите не превращалась в однообразную рутину. Улетать было не особенно жаль, космонавтов готовят к этому, — скорее было радостно от того, что все идет по плану и в штатном режиме.
Как вы отдыхали, восстанавливались?
У каждого космонавта свой собственный рецепт. Я больше всего ценила возможность уединения — на МКС у каждого космонавта есть своя, пусть маленькая, но отдельная каюта.
Вы чувствовали там наверху поддержку от жителей России?
Да! Она очень помогает! Ценно, что люди следят за нашей пилотируемой космонавтикой, гордятся ей, интересуются, пишут, восхищаются. Так ты особенно ясно понимаешь, что все не зря. Спасибо всем за это!
Вы брали с собой какие-то личные талисманы?
Три маленькие игрушки — Городовичков, хоть это и не совсем талисманы. Это символ моего родного города Новосибирска. Эти игрушки своими руками сделали жительницы нашего города. Все Городовички вернулись со мной на Землю.
Чего вам не хватало в космосе?
Возможности пить горячий чай из кружки.
Как вам удавалось поддерживать в хорошем состоянии ваши роскошные волосы?
Мыть голову было непросто. Примерно в середине экспедиции я поняла, как это делать лучше всего. Приходилось из специального пакета выливать воду прямо на корни волос, вокруг кожи головы вода образовывала что-то вроде трехсантиметровой хлюпающей шапочки. Даже несмываемый шампунь нужно было тщательно смывать — он просто не впитывался в волосы. После мытья мокрые полотенца я раскладывала вдоль внутренних поверхностей станции, чтобы они сушились, параллельно увлажняя воздух.
У МКС есть свой особый запах?
Да, запах горячего металла, похожий бывает после сварки. Еще каждый из кораблей, которые прибывают на МКС, пахнет по-разному: фруктами или пластиком — смотря, что привез.
Между вашим зачислением в кандидаты в отряд космонавтов и полетом прошло 10 лет. Стоило ли того такое долгое ожидание?
Я не ждала, я работала. На самом деле, большая часть работы космонавта проходит на Земле. Испытания, подготовка — это очень интересно!
Кого бы вы взяли на МКС с собой?
Свою кошку... И мужа, мужа тоже!
После вашего полета гораздо больше российских девушек стали пытаться попасть в отряд космонавтов. Что бы вы им сказали?
Все, кто стремится и пытается — большие молодцы! Пусть преодолевают все трудности немногие — здесь очень серьезные требования по здоровью, но если не начать, то точно никогда ничего не выйдет.
Какие мысли приходят в голову, когда смотришь на Землю из космоса?
Какие могут быть мысли, кроме того, что она очень красивая? И изменчивая, словно живой организм — если даже смотреть на одно и то же место на Земле, оно каждый раз будет выглядеть по-разному.
Космонавт из России впервые за 21 год вернулся на Землю на американском корабле — видео
Космонавт Роскосмоса Анна Кикина отправилась на МКС на корабле Crew Dragon
Названа первая русская, которая полетит на Crew Dragon
Космонавт «Роскосмоса» Анна Кикина стала прообразом новой куклы Барби