Опубликовано масштабное исследование о местных словах в разных регионах России
Ко Дню русского языка аналитики «Яндекса» изучили слова, которые используют жители только некоторых регионов страны. Для этого они проанализировали публикации и комментарии пользователей «Яндекс.Дзена», а потом вместе с лингвистами из Института русского языка им. В. В. Виноградова отобрали самые интересные слова. Например, такие:
Некоторые слова оказались характерны сразу для нескольких регионов, причем часто это регионы-соседи, что и неудивительно. Например, слово «шушлайка» (так называют малолитражные автомобили) используется в основном в Сибири. «Отворотка» (дорога, отходящая в сторону от основной) — на Севере. Для Дальнего Востока характерно слово «темпер» (сокращение от «температура»).
Аналитики «Яндекса» также отметили слова — региональные синонимы. Например, игру в догонялки в разных частях страны могут назвать «догоняшками», «салками» или «ляпками». А стирательную резинку (ластик) — «стеркой» и «стирашкой». Вот еще несколько примеров синонимов.
«В исследовании встречаются не только слова, но и местные устойчивые выражения: например, в Нижегородской области говорят "как бешеная тарашка" (лихорадочно, очень спеша), в Воронежской и Липецкой области — "в три вилюшки" (очень длинный, обычно изгибающийся — об очереди), во многих регионах Сибири и в Челябинской области — "ставить (сажать) на божничку" (превозносить)», — рассказал заведующий сектором Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, научный сотрудник «Яндекса» Борис Иомдин.
В этом году «Яндекс» публикует не только результаты исследования, но и использованные при его подготовке данные. Студенты-лингвисты могут опираться на них в своих учебных работах.
«История "Яндекса" напрямую связана с русским языком. Мы создали свой поисковик, "Алису" и другие сервисы, опираясь на знание законов языка и прежде всего его морфологию. Русский язык постоянно развивается, и мы регулярно проводим исследования и участвуем в просветительских проектах, чтобы зафиксировать эти изменения. Результатами мы делимся с пользователями и лингвистами», — заявила генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина.
Помимо исследования, в «Яндексе» сделали тест, позволяющий проверить свою языковую интуицию и заодно узнать, чем «туган» отличается от «бадлона», что значит «мантулить» и кто такой «пруль».