Япония запускает первый в мире коммерческий судовой двигатель на аммиаке

Новый двигатель показал более чем 90% сокращение вредных выбросов.
maroke/Shutterstock/FOTODOM

Японская компания Japan Engine Corporation (J-ENG) представила первый в мире коммерческий морской двигатель, работающий на аммиаке, способный существенно снизить выбросы парниковых газов и изменить судоходную отрасль. Модель 7UEC50LSJA-HPSCR оснащена семью цилиндрами диаметром 50 см и системой SCR высокого давления (селективное каталитическое восстановление), которая сокращает выбросы оксидов азота с помощью катализатора и мочевины. Двигатель может работать как на аммиаке, так и на морском мазуте, что делает его двухтопливным и упрощает переход на экологически чистое топливо без отказа от привычного.

«J-ENG чрезвычайно рада и горда тем, что может предоставить клиентам безопасный и надежный двигатель, опережая остальной мир благодаря тщательно спланированной долгосрочной программе развития», — заявили в компании.

Двигатель прошел испытания под наблюдением ведущих игроков отрасли, включая NYK Line, Nihon Shipyard, Japan Marine United Corporation, а также крупнейшее классификационное общество ClassNK, которое сертифицировало его за высокие экологические показатели и эксплуатационную безопасность. Судно с этим двигателем планируется к коммерческой эксплуатации в 2026 году — это будет первое в мире полноразмерное судно на аммиаке.

Фото: Japan Engine Corporation

Разработка двигателя строилась на более чем 1000 часах испытаний одноцилиндрового прототипа аммиачного двигателя с мая 2023 по сентябрь 2024 года. Результаты позволили оптимизировать сгорание топлива, предотвратить утечки аммиака и обеспечить безопасность экипажа. Полномасштабная версия прошла 700 часов тестов с апреля по сентябрь 2025 года, включая работу в двухтопливном режиме, анализ выбросов и проверку на устойчивость в реальных условиях.

Во время испытаний при максимальной нагрузке двигатель выделял всего около трех частей на миллион закиси азота (N₂O). Для сравнения: у обычных морских двигателей этот показатель более чем в десять раз выше, так что речь идет о сокращении выбросов свыше 90%. 

Также уровень оксидов азота (NOx), которые вызывают кислотные дожди и смог, оказался вдвое ниже, чем у традиционных установок на мазуте. При этом практически весь аммиак сгорает полностью, и его несгоревшие остатки в выбросах близки к нулю — этого удалось добиться благодаря современным системам очистки.

Двухтопливная конфигурация делает переход на аммиак плавным и безопасным. Аммиак является безуглеродным топливом при сгорании, а его использование в морском транспорте позволит существенно снизить углеродный след отрасли. J-ENG также разрабатывает более крупный двигатель диаметром 60 см, который будет готов к использованию в 2028 году, чтобы удовлетворить растущий спрос на экологичные суда.

Проект входит в инициативу «Корабли следующего поколения» Фонда зеленых инноваций NEDO и направлен на сокращение выбросов в судоходстве и достижение углеродной нейтральности Японии к 2050 году.

«Этот двигатель станет движущей силой для судоходной отрасли будущего, способствуя раннему внедрению технологий и широкому распространению экологичных судов», — подчеркнули в компании.

Помимо экологических преимуществ, технология обеспечивает высокий уровень безопасности. Сложные системы мониторинга следят за безопасной обработкой аммиака на борту, предотвращают утечки и обеспечивают контроль работы всех цилиндров. Кроме того, двигатель сохраняет производительность и надежность, характерные для судовых дизелей J-ENG, что делает его полностью готовым к коммерческой эксплуатации.

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram