Врачи попробовали лечить мозг заменой иммунных клеток

Новое пополнение иммунных клеток, которые поддерживают порядок в мозге, может помочь в лечении целого ряда состояний — от сверхредких генетических нарушений до более распространенных состояний вроде болезни Альцгеймера.
«Это очень многообещающий подход, — считает Паскуалина Колелла, изучающая генную и клеточную терапию в Медицинской школе Стэнфордского университета. — Но есть нюанс — токсичность процедуры».
Микроглия — это иммунные клетки, которые патрулируют мозг, поглощая чужеродных захватчиков, поврежденные клетки и вредные вещества. Они могут помогать защищать нейроны во время припадков и инсультов, а также устраняют ненужные связи между нейронами в процессе нормального развития мозга.
«Микроглия выполняет множество важных функций. Поэтому неудивительно, что она вовлечена в патогенез многих заболеваний», — говорит психиатр Крис Беннетт из Детской больницы Филадельфии.
Среди этих заболеваний — как редкие генетические аномалии, напрямую влияющие на микроглию, так и более распространенные состояния вроде болезней Альцгеймера и Паркинсона, а также старение само по себе, уточняет нейробиолог Бо Пэн из Фуданьского университета.
Идея — на поверхности
Это навело исследователей на идею лечения при помощи замены болезнетворной микроглии. Однако сделать это не так-то просто. Обычно врачи заменяют иммунные клетки человека посредством трансплантации костного мозга, которая обеспечивает свежий запас стволовых клеток, перерождающихся в иммунные. Но микроглия находится почти исключительно в центральной нервной системе и восполняется путем деления.
Тем не менее таким способом микроглию можно обновить хотя бы частично. Более того, команда Пэна проверила этот метод на мышах и на восьми людях с редкой смертельной болезнью — CSF1R-ассоциированной микроглиопатией (CAMP). Результаты можно считать успешными — в течение двух лет после операции их состояние не ухудшилось.
Одной из возможных причин успеха испытания может быть природа самого заболевания, поскольку у людей с CAMP обычно вырабатывается мало микроглии, и это может освобождать пространство для приживления трансплантированных клеток, полагает Беннетт.
Основная загвоздка
Создание этой ниши для новых клеток микроглии — и есть главная проблема. Чтобы освободить место для трансплантированных клеток, нужно уничтожить как можно больше собственной микроглии мозга, что требует высоких доз химиотерапии или радиотерапии, которые могут угробить и без того слабого больного. Эта токсичность, о которое выше говорила Колелла, ограничивает применение многообещающей методики.
Биолог по стволовым клеткам Мариус Верниг из Медицинской школы Стэнфордского университета и его команда пошли другим путем. Они вырастили микроглию in vitro и ввели полученные клетки непосредственно в мозг мышей. Благодаря этому можно обойтись облучением не всего тела, а только головы.
Воздействие радиации на голову все равно небезопасно, уверен Пэн: например, такое лечение может убить стволовые клетки в мозге, которые дают начало новым нейронам.
Троянский конь для мозга
Другие методы могут в будущем привести к более безопасным техникам. В начале этого года испытали препарат, убивающий микроглию, для освобождения места трансплантируемым клеткам.
Когда вопросы безопасности будут решены, замена микроглии может быть весьма перспективна для лечения многофакторных нарушений вроде болезни Альцгеймера. Кроме того, клетки можно использовать в роли транспортеров лекарств через гематоэнцефалический барьер. «Они как троянский конь для мозга», — сравнивает Колелла.
А пока есть смысл сосредоточиться на генетических состояниях, которые напрямую нацелены на эти иммунные клетки, считает невропатолог Марко Принц из Фрайбургского университета. «Начинем с того, что проще. Надеюсь, что в будущем разберемся и с более сложными заболеваниями», — подытожил он.




