Запущена стартовая ступень ускорителя СКИФ
Запущен линейный ускоритель Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»), сообщили в строящем его Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН.
Линейный ускоритель (линак) — это стартовая ступень комплекса. В ходе испытаний электроны пролетели всю его структуру протяженностью 25 метров, их параметры зафиксировали системой люминофорных датчиков (положение и размер), спектрометром (энергия) и цилиндром Фарадея (суммарный заряд) — они соответствуют проектным.
Линак начинается с электронной пушки. Из нее электроны вылетают, фокусируются в луч, ускоряются до 200 МэВ. Этот пучок поступает в кольцевой бустер, где разгоняется до рабочей энергии 3 ГэВ и попадает в основной ускоритель. Там он, проходя через магнитное поле поворотных магнитов (магнитных диполей) или специализированных многополюсных устройств (вигглеров или ондуляторов), генерирует синхротронное излучение, которое, в свою очередь, выводится из накопителя через фронтенды и направляется по вакуумированным каналам к экспериментальным станциям для проведения научных исследований.
Завершен очень важный этап реализации амбициозного проекта СКИФ, прокомментировал директор ИЯФ СО РАН академик РАН Павел Логачев.
«Запуск этой части установки ускоряет монтаж и включение последующих элементов ускорительного комплекса. То есть фактически это залог скорейшего выхода СКИФ на проектные параметры. И мы выполнили этот этап работ в абсолютно рекордные сроки. Никогда в мире линейные ускорители не собирались и не включались за такое короткое время. У нас ушло на это менее полутора месяцев — это беспрецедентно, обычно такие работы занимают 6-8 месяцев. Абсолютный рекорд», — прокомментировал директор ИЯФ СО РАН академик РАН Павел Логачев.
Достижение выглядит особенно впечатляющим с учетом трудностей, с которыми пришлось столкнуться ученым. Электроны разгоняются электромагнитным полем частотой 2,8 ГГц, которое создается клистронными генераторами мощностью по 50 МВт. Клистроны предполагалось купить в Японии (их делали всего три компании — еще в США и Франции). Но — грянули санкции, и пришлось в срочном порядке разрабатывать собственные приборы. Таким образом, благодаря импортозамещению Россия стала четвертой страной, производящей уникальные компоненты.
Тем временем полным ходом идет монтаж оборудования бустерного синхротрона. Установлены все 44 гирдера — многотонные подставки под магниты, требующие размещения с прецизионной точностью.
«Мы рассчитываем, что к весне 2025 года оборудование бустерного синхротрона будет соединено с инженерными системами. Также будет установлена автоматизированная система радиационного контроля, без которой мы не можем работать по правилам техники безопасности. Это позволит нам начать работу с электронным пучком в этом сегменте ускорительного комплекса», — анонсировал директор ЦКП «СКИФ», заместитель директора по научной работе ИЯФ СО РАН чл.-корр. РАН Евгений Левичев.