От овечки Долли до неандертальцев: прошлое, настоящее и будущее клонирования
Овца Долли — точка отсчета технологии клонирования?
Вопрос в том, что считать клонированием. С точки зрения биологии клон — это генетически идентичный организм. Поэтому, когда рождаются однояйцовые близнецы, можно сказать, что они клоны. Но, как правило, когда говорят о клонировании, имеют в виду работу в лабораториях. В этом смысле до овечки Долли были предварительные попытки делать что-то похожее.
Например, в нашей стране были планы клонировать мышей, и даже родилась мышка Машка — клон. Но, в отличие от обычного клонирования, когда ядро с генетическим материалом берут из взрослого организма (как было и с овечкой Долли), в случае с мышкой Машкой ядро брали из эмбриональной клетки, у зародыша. Не было взрослого организма, который был бы скопирован. Но тем не менее технология переноса ядра из одной клетки в другую уже была опробована. А овечка Долли стала первым примером клонирования именно взрослого организма: ядро взрослой овцы перенесли в яйцеклетку. Эта работа породила большое количество других опытов по клонированию. С тех пор клонировали собак, кошек, лошадей, обезьян и даже некоторые вымирающие виды, занесенные в Красную книгу. Были опыты, в которых клонировали грызунов, а затем клонировали их клонов, а потом — клонов клонов, и так получили клона 25-го поколения, чтобы показать, что клонирование можно применять много раз.
Какова польза и перспективы клонирования?
Если мы говорим про клонирование животных, то это история со спасением вымирающих видов. Например, дикие муфлоны находятся в Красной книге. Для их клонирования используют одомашненных родственников: переносят генетический материал от взрослых муфлонов в яйцеклетки овечек и получают от них муфлонов. Существует также идея воскрешения вымерших видов. Например, команда лаборатории Джорджа Черча хочет использовать клонирование для того, чтобы воскресить мамонта. Это задача более сложная, потому что нет жизнеспособных клеток взрослого мамонта, но у нас есть полностью прочитанный геном мамонта. Зная, чем мамонт генетически отличался от слонов, мы можем взять клетку слона и внести туда мутации, которые были типичны для мамонта, а затем перенести ядро в яйцеклетку слонихи, и слониха родит мамонтенка. Гипотетически такое может сработать.
А вот клонирование человека, как мне видится, не несет какой-то серьезной практической задачи. Разве что это еще один способ репродукции для людей. Если кто-то захочет завести себе клона-ребенка, то, наверное, в будущем сможет это сделать. Но радикально для человечества ничего не изменится.
Есть ряд фантастической литературы о том, что клонов будут выращивать, чтобы использовать на органы. Например, меня не отпускает история нобелевского лауреата Кадзуо Исигуро. В его вымышленном мире люди считают, что у клонов нет души, поэтому с ними можно делать что угодно. Но в реальности, надеюсь, люди не настолько бесчеловечны и эта идея не будет реализована никогда, потому что клоны — обычные люди. К тому же у нас есть альтернативы получения органов. Уже сейчас мы умеем выращивать органы, которые подойдут человеку, у животных. Можно взять клетки у взрослого человека, перепрограммировать, сделать их эмбриональными, а потом из них получить кусочек ткани или органа. Я думаю, эти технологии будут совершенствоваться, и нам не потребуется выращивать клонов ради органов.
Правда ли, что клоны быстрее стареют и умирают?
Про старение — это миф. Овечка Долли умерла после болезни, вызванной вирусом (даты жизни: 5.07.1996 — 14.02.2003. — Прим. ред.). Но были и другие клонированные овечки, которые прожили долго. В целом клоны не живут меньше, чем обычные животные. Да, такое опасение поначалу было, потому что мы берем клетку у взрослого организма с укороченными теломерами. Но оказалось, что на ранних этапах эмбрионального развития происходит достраивание теломер до их нормальной длины. Так что никаких дополнительных признаков старения у клонов не наблюдается.
Технология клонирования человека готова. Мешает только этика?
На самом деле с человеком все достаточно реализуемо уже сейчас. Было бы желание. Во-первых, есть искусственное оплодотворение: люди умеют переносить оплодотворенные яйцеклетки в матку женщины. Во-вторых, готова технология переноса ядра, на людях это тоже практикуется. Известна история про детей трех родителей. Генетический материал у человека есть в ядре, а есть еще в митохондриях: это внутриклеточные органеллы, которые занимаются дыханием и не только. И бывают заболевания, когда эти митохондрии повреждены, а передаются они по материнской линии, и это критично. Если женщина болеет, то все ее дети рождаются с этим заболеванием. В таких ситуациях предлагается решение: женщины с митохондриальным заболеванием и ее партнер создают эмбрион, у него забирают ядро, а затем это ядро переносят на яйцеклетку здоровой женщины. Полученный эмбрион переносят исходной женщине, и она рожает ребенка с хорошими митохондриями. Эта технология очень похожа на клонирование. И такие дети уже родились! Если вместо эмбриональной клетки брать клетку взрослого организма, то получается клонирование.
Прогноз на будущее
Воскрешение вымирающих видов, в частности мамонтов, — это то, к чему мы потихонечку идем, и я думаю, лет через десять это сделают. Клонирование человека рано или поздно осуществится. Мои коллеги обсуждают, что тайком кто-то где-то уже сделал клона. Я не верю в неподтвержденные слухи, но, в принципе, я этого не исключаю, это возможно. Я думаю, в какой-то момент мы услышим новость о том, что где-то клонировали человека.
Вслед за этими событиями я бы нафантазировал, что когда-нибудь люди попробуют воскресить неандертальцев. Потому что у нас есть полностью прочитанный геном неандертальца, мы знаем, чем он отличался от человека. Можно было бы применить ту же самую идею, что и с мамонтом: мы берем клетки человека, вносим туда генетические изменения, пока не получим клетку, похожую на клетку неандертальца, а затем мы забираем ядро, переносим в человеческую клетку, подсаживаем какой-то девушке-добровольцу и она рожает нам неандертальца. Конечно, будет много этических дискуссий, неизвестно, в какой стране это сделают и сделают ли вообще из-за этических соображений, но с позиции развития технологий это представляется возможным.
Общество сможет принять клонов?
Как мы знаем, технологии искусственного оплодотворения вначале вызывали большие подозрения, а сейчас ЭКО — это легальная и доступная технология почти по всему миру, в том числе и в России. Люди боятся нового, но, когда новое становится привычным, опасений уже меньше. Есть еще препятствие, связанное с религиозностью: многим близки идеи о душе, которая появляется в момент зачатия, и представление о клонах как людях другого сорта. Думаю, что люди выступают против ГМО и клонирования, потому что видят в этом что-то противоестественное в «духовном» плане. Здесь поможет только просвещение и развитие светского общества.