Статьи
Статья

Воспарить над пробками: авиамобили — наша новая реальность

Российский концепт авиамашины Flyter

«Отчего люди не летают так, как птицы?» — вопрошала героиня пьесы Островского в середине XIX века. Сегодня люди летают: на самолетах, вертолетах и даже ракетах в космическое пространство. Но мечты человеческие еще не реализовались полностью. И стоя в пробке, вы тоже наверняка грезили о летающем такси или другом фантастическом транспорте?

Мы собрали в этом обзоре авиамобили, которые уже существуют и разрабатываются прямо сейчас. По заявлениям изобретателей, они станут доступны в самое ближайшее время.

Авиатакси-дроны

Первые авиатакси уже существуют в Японии и Китае, их массовое внедрение запланировано на самое ближайшее время.

Китайское аэротакси EH216 представляет собой электрический беспилотный летательный аппарат с грузоподъемностью до 220 кг и длительностью полета до 35 минут на скорости до 130 км/ч. Два пассажира смогут автономно лететь по заранее заданному маршруту. Для связи с базой каждое дрон-такси использует 4G/5G, что позволяет дистанционно управлять самолетом и осуществлять передачу полетных данных в режиме реального времени. Компания-производитель EHang заявляет, что технология полета исключает возможность отказа или неисправности, вызванных техногенными ошибками.

В феврале 2021 года были проведены испытательные полеты этой летающей машины над Южным Китайским морем по предполагаемому туристическому маршруту. В апреле сообщалось, что аэротакси EHang проходят государственную сертификацию, а в настоящий момент ведутся переговоры с Италией о внедрении нового транспорта в Европе. Совсем недавно был представлен футуристичный проект взлетной и посадочной площадки в виде вертипорта, похожего на баобаб, — его разработало итальянское архитектурное бюро Giancarlo Zema Design Group. Главную ставку производители делают на экологичность и автономность летающего транспорта. До конца июня планируется начать массовое производство аэротакси EH216.

Японский стартап SkyDrive обещает запустить в работу первое летающее такси к 2023 году. Технически оно уже готово: это квадрокоптер с кабиной на одного пилота. Вместе четырех пропеллеров установлены восемь — из соображений безопасности на случай отказа одного или нескольких винтов. Первый испытательный полет состоялся прошлым летом, а в апреле 2021 года в министерстве транспорта Японии был создан департамент, который будет заниматься выработкой стандартов для летающих автомобилей, что говорит о серьезности намерений японцев по запуску воздушного транспорта. Как и в Китае, во избежание несчастных случаев первые полеты планируются к туристическим местам над морем — машины будут летать на автопилоте, но под присмотром диспетчеров.

Японское аэротакси имеет размер обычного автомобиля и считается самым маленьким в мире электромобилем с вертикальным взлетом и посадкой. «Этот автомобиль обладает теми же экологичными преимуществами, что и электрификация, и сокращенными потребностями в инфраструктуре, такими как дороги и мосты», — говорится на сайте концепта, финансируемого компанией Toyota. Авиамобиль может взлетать при весе до 500 кг и разгоняться до 60 км/ч, летая на высоте до 500 м. «Наслаждаясь видами с неба, вы освободитесь от стресса, избежите пробок и поездок в час пик. Свобода 3D-движения делает все это возможным, — гласят слоганы SkyDrive. — Небо — наша новая дорога. Это не сон далекого будущего, а реальность прямо перед нашими глазами».

Аэромобили-трансформеры

Многим изобретателям импонирует идея летающего автомобиля «два в одном»: хочешь — едешь по дороге, хочешь — летишь. «Попомните мои слова: скоро появится комбинированный самолет и автомобиль. Вы можете улыбаться, но это произойдет», — говорил Генри Форд в 1940 году. И действительно, уже во время Второй мировой войны американский изобретатель Роберт Эдисон Фултон сконструировал такой трансформер под названием «Аэрофибия»: у самолета снимались крылья, хвост и пропеллер, и он мог передвигаться по обычным дорогам (см. видео).

Современные концепты, разумеется, гораздо более продвинутые и крутые внешне. Например, в Словакии создан «автомобиль сверхвысокого класса», который одинаково хорошо чувствует себя в небе и на земле. Его разработкой занимался Стефан Клейн с 1990-х годов. Перепробовав множество версий и попав однажды в аварию на своем летающем драндулете, изобретатель наконец сконструировал финальную версию AeroMobil и объявил о старте продаж в начале 2023 года (предзаказы он начал принимать еще в 2017 году). У машины длиной 6,1 м и шириной 2,2 м выдвигаются крылья с размахом 8,8 м, она разгоняется по полосе со скоростью до 160 км/ч и менее чем за три минуты оказывается в полете: пилот может развить скорость до 260 км/ч и преодолеть до 750 км. На создание этого инженерного чуда с пропеллером на хвосте ушло 300 000 часов. Мощность 300 л. с. обеспечивает гибридная силовая установка с двигателем внутреннего сгорания с турбонаддувом. Сообщается, что последняя версия AeroMobil 4.0 прошла более 10 000 часов смоделированных и реальных летных испытаний. Для управления требуются навыки авиатора, а для разгона — взлетная полоса, и в этом аэромобиль немного проигрывает беспилотникам.

Еще один интересный трансформер разрабатывался в Нидерландах с 2009 года. Эта трехколесная машина превращается в гироплан (автожир) за считаные минуты. «Хотя мы получаем все больше сообщений о летающих концептах, только несколько компаний работают над настоящим летающим автомобилем: тем, который может как летать, так и ездить. Эта комбинация предлагает беспрецедентную свободу и мобильность», — отмечает главный инженер PAL-V Майк Стекеленбург. По его словам, концепция автожира хороша тем, что обеспечивает безопасную и простую в эксплуатации машину, которая достаточно компактна для существующей городской инфраструктуры. Как и словацкий AeroMobil, гироплан-трансформер может перевозить до двух пассажиров. На земле и в воздухе он развивает скорость до 160 км/ч, имеет два разных двигателя: на 100 л. с. для дороги и 200 л. с. для полета. PAL-V Liberty позиционируется как первый в мире серийный летающий автомобиль — выпущено как минимум 90 экземпляров.

Концептов гибридов авто и авиатранспорта в мире уже разработано немало, и почти каждый претендует на звание самого первого. Например, дорожный самолет Terrafugia Transition, принадлежащий китайскому концерту Geely, совершил первый полет еще в 2009 году. Но лишь в январе 2021 года был получен сертификат летной годности FAA, дающий право летать на законных основаниях. Внешне это скорее самолет, но со складными крыльями. Компания Transition подчеркивает, что ее гибридный транспорт разработан в соответствии со стандартами безопасности как Федерального управления гражданской авиации (FAA), так и Национального управления безопасностью дорожного движения. В 2022 году компания надеется узаконить свою машину и на дорогах, чтобы «первый в мире практичный летающий автомобиль» окончательно получил зеленый свет.

«Циклокар»: made in Russia

В России тоже разрабатываются концепты летающих машин. Как было заявлено в апреле Фондом перспективных исследований (ФПИ), Институт теплофизики Сибирского отделения РАН приступил к созданию аэромобиля с циклическими движителями «Циклокар». Грузоподъемность машины, имеющей габариты 6,2 на 6 м, составит 600 кг. «Циклокар» сможет вмещать до шести человек и развивать скорость 250 км/ч, преодолевая по воздуху до 500 км.

Аэромобиль будет оснащен российской гибридной силовой установкой (ГСУ). «Летательный аппарат будет оснащаться энергоузлом на базе бензинового роторно-поршневого двигателя или более мощным вариантом ГСУ на основе турбовального двигателя», — отмечает ФПИ. По сравнению с вертолетом «Циклокар» имеет ряд преимуществ: более компактный размер, низкий уровень шума, маневренность, возможность посадки на наклонную поверхность до 30° и суперспособность причаливания к вертикальным поверхностям. В грузовом варианте можно будет перевозить длинномерные грузы и устанавливать стандартные медицинские модули.

«"Циклокар" — это циклолет, летательный аппарат, который удерживается и движется в воздухе благодаря циклическим движителям. Среди основных преимуществ таких движителей — быстрое управление вектором тяги на 360°, низкий уровень шума, компактность. При этом циклический движитель — одно из самых сложных в проектировании аэродинамических устройств. Эту задачу в рамках реализации проекта успешно решили ученые и инженеры новосибирского Института теплофизики СО РАН и его красноярского филиала», — поясняет Ян Чибисов, руководитель проектной группы ФПИ.

В 2020 году 60-килограммовый циклолет — прототип «Циклокара» — успешно совершил первый полет на международном форуме «Армия». На нем были отработаны основные принципы, алгоритмы и механизмы управления, автоматическая система управления, аэродинамическая компоновка. Полеты первого полноразмерного прототипа «Циклокара», оснащенного полностью электрической силовой установкой, запланированы на 2022 год.

«Летающий батон»

Еще один российский концепт авиамашины сделан в Воронеже. За странную обтекаемую форму и удивительную конструкцию без видимых винтов и крыльев в СМИ его прозвали «летающим батоном». Flyter позиционируется как транспорт XXI века. «Наш аэромобиль — абсолютно новой аэродинамической формы, лишенный недостатков вертолета, самолета, конвертоплана или мультикоптера», — говорится на сайте концепта. Заявленные преимущества Flyter — это возможность вертикального взлета, посадки и приземления в любое место города, отсутствие открытых винтов, в которые может попасть пассажир, прохожий или ветка дерева, и распределенная силовая установка из восьми моторов на водородных топливных элементах. По габаритам машина близка к размерам внедорожника или микроавтобуса, управлять им будет система искусственного интеллекта. Воронежский Flyter рассчитан на перевозку двух пассажиров и багажа (нагрузка до 250 кг), развивает скорость до 120 км/ч, может взлетать на высоту до 1,5 км, максимальное время полета пока ограничивается одним часом. На сайте уже принимаются заявки от желающих полетать. Ранее сообщалось, что испытания пройдут в мае 2021 года. Компания-разработчик Scienex предполагает, что в будущем их экологичный летающий транспорт сможет перевозить до 1 млрд людей ежедневно.

Судя по всему, авиамобили — это крайне выгодное направление для инвестиций. Согласно предсказаниям американского банковского холдинга Morgan Stanley, объем рынка летающих машин к 2040 году составит около $1,5 трлн. В городах-миллионниках люди в среднем тратят полтора часа на дорогу, а мировая экономика теряет из-за пробок сотни миллиардов долларов. Очевидно, что спрос на такие машины будет. Дело осталось за малым — сделать их более доступными и обеспечить безопасность полетов.

Будущее глазами предков 

Планета, населенная роботами. Кто живет на Марсе?

Какие перспективы открывает первый полет марсианского вертолета?

Читайте также
Топинамбур vs борщевик. Может ли одно инвазивное растение вытеснить другое?
Топинамбур vs борщевик. Может ли одно инвазивное растение вытеснить другое?
Приключения инвазивного растения в России: топинамбур проиграл картофелю, но может победить борщевик
Нейробиология секса: как ученые объясняют гомосексуальность и асексуальность
Нейробиология секса: как ученые объясняют гомосексуальность и асексуальность
Как современная нейробиология объясняет гомосексуальную ориентацию и полное равнодушие к сексу?
Разбился градусник? Это не настолько опасно, как нам внушали
Разбился градусник? Это не настолько опасно, как нам внушали
Почему не страшно разбить термометр и как действовать, если у вас дома пролилась ртуть?