Бытовой язык жестов может оказаться международным
Люди в разных странах, говорящие на разных языках, интуитивно делают одни и те же движения, когда их просят объяснить что-то жестами. Об исследовании, которое позволило это понять, сообщил Университет штата Джорджия (США).
Профессор университета Шейда Озчалышкан и ее коллеги из других научных организаций провели серию экспериментов с участием детей 3-12 лет, которые говорят только на английском или только на турецком языках. Специфика в том, что в этих языках одна и та же мысль может передаваться через очень различающиеся лингвистические конструкции. Например, по-английски (и по-русски) скажут: «Человек вбежал в дом». А по-турецки, дословно: «Человек бежал, а потом вошел в дом».
Детей просили объяснять жестами одни и те же события. Исследователи заметили, что когда дети одновременно говорили и сопровождали речь движениями, они повторяли жестами свои слова. То есть, турецкие дети так и разбивали вбегание в дом на фазы: сначала показывали, что человек бежал, а потом — входил в дом.
Но если дети объясняли что-то только жестами, без слов, то делали это одинаково — наиболее простым и лаконичным образом. Причем к такому упрощению были склонны уже самые маленькие испытуемые, а вот следование жестов за словами появлялось как раз в возрасте 3-4 лет. Другие исследования, проведенные Озчалышкан, показали, что точно те же движения делают и говорящие по-турецки или по-английски взрослые люди, как зрячие, так и те, кто из-за проблем со зрением никогда не мог видеть примеры этих жестов.
Более того, многие из жестов были такими же, какие используют глухие дети, когда общаются дома со слышащими родителями и объясняют им что-то не официальным языком жестов, а неформально, «по-бытовому». Причем дети вырабатывают этот домашний язык сами.
«Эта закономерность предполагает, что может существовать универсальная система жестов, которая позволяет нам общаться друг с другом независимо от языка, слуха или зрения. Следующим шагом будет исследование с участием слепых турецких и англоговорящих детей, чтобы увидеть, присутствуют ли одинаковые закономерности в движениях», — добавили в университете.