Завершено расследование первой в истории инопланетной авиакатастрофы
NASA установило причины первой в истории инопланетной авиакатастрофы. Отчет о последнем полете марсианского вертолета Ingenuity будет обнародован в ближайшие недели.
Геликоптер был создан прежде всего для отработки технологии и рассчитан на пять полетов в течение 30 дней. Однако он отслужил почти три года и совершил 72 рейса, последний из которых закончился аварией.
Злополучный вылет 18 января 2024 года был запланирован коротким: Ingenuity должен был подняться на высоту 12 метров, сделать фото и приземлиться. На 19-й секунде аппарат начал снижение, на 32-й вернулся на поверхность и пропал из эфира. На следующий день связь удалось восстановить — и выяснилось, что вертолет получил серьезные повреждения винта.
«Когда вы ведете расследование аварии на расстоянии 100 миллионов миль, у вас нет никаких черных ящиков или очевидцев. С имеющимися данными возможны несколько сценариев, но наиболее вероятным мы считаем один: отсутствие текстуры поверхности дало навигационной системе слишком мало информации для работы», — рассказал первый пилот Ingenuity Ховард Грип из Лаборатории реактивного движения NASA.
Система визуальной навигации вертолета рассчитана на полеты над хорошо текстурированной (галечной), но ровной местностью. За время своей работы на Марсе дрон улетел к кратеру Джезеро, заполненному крутыми, относительно невыразительными песчаными волнами.
Такой ландшафт сбил аппарат с толку, и он развил чрезмерную скорость при приземлении. От удара о склон все четыре лопасти винта отломились в самом слабом месте — на треть от конца. От вибрации из-за вращения остатков пропеллера одна лопасть оторвалась у основания, кроме того, возникла перегрузка по питанию, из-за чего связь прервалась.
После этого миссия Ingenuity была объявлена завершенной, но живучий вертолет продолжает собирать данные с датчиков, лежа на поверхности. Они передаются на марсоход Perseverance, а кроме того, сохраняются в памяти минимум на 20 лет в расчете на то, что их кто-нибудь считает.
«Сейчас мы приближаемся к четырем годам непрерывной работы — значит, не все должно быть больше, тяжелее и устойчивее к радиации, чтобы работать в суровых марсианских условиях», — констатировал менеджер проекта Тедди Цанетос.
Полученный благодаря Ingenuity бесценный опыт помогает в разработке Mars Chopper — перспективного винтокрылого летательного аппарата в 20 раз тяжелее предшественника.