Миссия первого марсианского вертолета завершена из-за сломанной лопасти

NASA
Аппарат более чем в 10 раз превзошел расчетный ресурс по полетам.

Первый вертолет, работавший на другой планете, Ingenuity повредил лопасти во время последней посадки и больше не сможет выполнять свои задачи на Марсе, хотя до сих пор остается на связи, сообщает NASA.

Ingenuity начал работу 19 апреля 2021 года. Он был спроектирован для демонстрации технологии и должен был выполнить до пяти экспериментальных испытательных полетов в течение 30 дней. В реальности аппарат отработал почти три года, выполнил 72 полета с общим временем в воздухе более двух часов и пролетел более чем в 14 раз дальше, чем планировалось.

«Историческое путешествие Ingenuity, первого летательного аппарата на другой планете, подошло к концу. Этот замечательный вертолет пролетел выше и дальше, чем мы когда-либо могли себе представить. Посредством таких миссий, как Ingenuity, НАСА прокладывает путь к будущим полетам в нашей Солнечной системе и более продуманным и безопасным исследованиям с присутствием человека на Марсе и за его пределами», — говорит администратор агентства Билл Нельсон.

Уточняется, что последний взлет Ingenuity был 18 января. Планировалось, что вертолет совершит короткий вертикальный полет, чтобы определить свое местоположение после аварийной посадки во время предыдущего полета. Данные показывают, что, как и планировалось, вертолет достиг максимальной высоты 12 метров и завис в течение 4,5 секунд, прежде чем начать снижение со скоростью 1 метр в секунду.

Однако примерно на высоте около метра над поверхностью Марса аппарат потерял связь с марсоходом, который служит ретранслятором связи. На следующий день связь была восстановлена, а еще через несколько дней появились снимки, показывающие, что повреждены лопасти несущего винта. Причина того, почему прервалась связь, все еще выясняется.

Таким образом, миссия Ingenuity продлилась почти 1000 марсианских дней — в 33 раза дольше, чем планировалось. За это время аппарат был модернизирован, получив возможность автономно выбирать места для посадки на труднопроходимой местности, справляться с вышедшим из строя датчиком, очищаться после пыльных бурь, работать с 48 различных площадок.

Он даже совершил три аварийные посадки и пережил холодную марсианскую зиму — что можно считать достижением для устройства, разработанного для более теплых весенних условий. Ingenuity не мог включать свои обогреватели всю ночь в самые морозы, в результате чего бортовой компьютер периодически зависал и перезагружался. Эти «отключения электроэнергии» потребовали от специалистов, находящихся на Земле, найти новые подходы для того, чтобы осуществить зимние полеты.

Сейчас перед специалистами, работавшими с Ingenuity, стоит задача провести финальное тестирование всех систем вертолета, выгрузить оставшиеся изображения и данные из памяти аппарата. При этом марсоход Perseverance, который работает на Марсе в связке с Ingenuity, сейчас слишком далеко и не может сфотографировать вертолет на последнем месте посадки.