Открытие: жители Европы использовали синюю краску уже 13 000 лет назад

Ученые обнаружили в Европе самое раннее известное использование синего минерального пигмента — находка проливает свет на истоки художественного мастерства у людей позднего палеолита. На стоянке финального палеолита Мюльхайм-Дитешайм в Германии археологи выявили следы синего налета на каменном изделии возрастом около 13 000 лет.
Как пишет служба новостей Science, с помощью комплекса современных аналитических методов исследователи установили, что налет состоит из яркого синего минерала азурита. Он до сих пор не фиксировался в палеолитическом искусстве Европы. Результаты опубликованы в журнале Antiquity.
«Это бросает вызов нашим прежним представлениям о применении пигментов в палеолите», — отмечает ведущий автор работы доктор Иззи Вишер из Орхусского университета (Дания).
Ранее считалось, что палеолитические художники в Европе в основном использовали красные и черные пигменты — другие цвета в изобразительном наследии этого периода почти не встречаются. Это объясняли как отсутствием синих минералов, так и их меньшей привлекательностью для палеолитических мастеров.
Открытие азурита вносит коррективы в эти представления: синие минералы могли применяться для росписи тела или окрашивания тканей — действий, которые редко оставляют ощутимые археологические следы.
«Наличие азурита показывает, что люди позднего палеолита хорошо знали минеральные пигменты и имели доступ к гораздо более широкой цветовой палитре, чем считалось ранее — при этом они могли использовать определенные цвета избирательно», — добавляет доктор Вишер.
Камень с следами азурита первоначально приняли за простую масляную лампу. Сейчас исследователи предполагают, что это могла быть поверхность для смешивания или палитра. Это указывает на более сложные художественные или косметические практики, которые до сих пор остаются почти невидимыми в археологическом материале.
Находки побуждают переосмыслить представления о палеолитическом искусстве и использовании цветов, открывая новые пути для изучения того, как ранние люди выражали идентичность, статус и верования с помощью куда более разнообразных и ярких материалов, чем считалось ранее.




