Древняя золотая маска открыла кровавую тайну
Химики исследовали состав красного пигмента с золотой маски возрастом 1000 лет. В ней нашли необычный компонент — человеческую кровь. Возможно, она попала туда случайно или же имела сакральное значение для обряда.
Исследование опубликовано в Journal of Proteome Research, коротко о нем сообщает Science Alert.
Сиканская культура, или культура Ламбайеке, существовала в Перу еще до инков — с VIII по XIV век. Сиканцы умели обрабатывать металлы и создавали необычные золотые изделия.
Маску возрастом 1000 лет нашли на дне глубокой шахты, которую называют Восточной гробницей кургана храма Уака Лоро. Маска была на скелете мужчины 40–50 лет. Его тело лежало в странной позе, повернутое вверх ногами, а голова с золотой маской находилась рядом в окружении 1,2 тонны погребальных предметов, многие из которых состояли из сплава золота, серебра и меди.
Многие артефакты того времени украдены или подделаны, поэтому найденная в 1990-х гробница дает ученым редкую возможность соприкоснуться с нетронутыми предметами сиканской культуры.
Группа ученых под руководством химика Элизабет Пайрес из Оксфордского университета исследовала красную краску, которой были покрыты тело и маска. Выяснилось, что она состояла из киновари и человеческой крови. Исследователи использовали масс-спектрометрию и протеомику. Среди белков нашли яичный альбумин. Вероятно, в краску добавляли яйца мускусной утки, чтобы сделать изображения на костях и металле более стойкими.
«Интересно, что мы нашли шесть белков, которые встречаются в крови человека», — пишут авторы. Среди этих белков сывороточный альбумин и иммуноглобулин G.
Ученые предполагают, что сиканцы могли смешать с киноварью (сульфидом ртути) человеческую кровь, чтобы отразить жизненную силу. Образцов нашли мало, поэтому ученые не знают, случайно ли кровь попала в краску или ее добавили намеренно. Но, учитывая другие практики сиканцев, можно предположить, что кровь действительно была изначальным компонентом.
Кроме того, похороненный мужчина находился между телами двух женщин в позах роженицы и акушерки. Возможно, целью обряда было возродить умершего лидера, считает Пайрес.