Генетики: если вы «жаворонок», эта черта досталась вам от неандертальцев
Новое исследование показывает, что генетический материал неандертальцев, возможно, способствовал тому, что некоторые современные люди склонны вставать и ложиться спать рано, сообщает Рhys.org. Результаты опубликованы в журнале Genome Biology and Evolution.
Все современные люди появились в Африке около 300 000 лет назад, где факторы окружающей среды сформировали многие из наших биологических особенностей. Примерно 70 000 лет назад предки современных евразийских людей начали мигрировать в Евразию, где столкнулись с сильными сезонными колебаниями дневного света и температуры. Но другие гоминиды, неандертальцы и денисовцы, уже жили в Евразии более 400 000 лет. Они отделились от предков современных людей около 700 000 лет назад, и в результате развивались в других условиях окружающей среды. Это привело к накоплению специфичных для их линий генетических вариаций.
Когда сапиенсы пришли в Евразию, скрестились с другими видами людей на континенте, и это создало возможность получить генетические варианты, уже адаптированные к этой среде обитания. Например, архаичные генетические варианты связаны с иммунной устойчивостью к новым патогенам, уровнем пигментации кожи и составом жира, у тибетцев — с различиями в уровне гемоглобина на больших высотах.
Исследователи выделили набор из 246 циркадных генов трех видов людей. Затем с помощью искусственного интеллекта определили 28 циркадных генов, содержащих варианты, способные изменить режим дня у неандертальцев и денисовцев, и 16 — которые по-разному регулируются у современных людей и архаичных гомининов. Последние указывают на то, что существовали функциональные различия в циркадных часах архаичных людей и сапиенсов. Затем наличие генов, перешедших людям от неандертальцев, соотнесли с предпочтениями в отношении бодрствования и сна на большой когорте из нескольких сотен тысяч человек, данные о которых хранятся в Британском биобанке.
Обнаружилось, что у жителей Великобритании много вариантов генов, регулирующих циркадные ритмы, доставшихся от неандертальцев. Самым поразительным стало то, что эти варианты последовательно увеличивают склонность рано просыпаться. Авторы пишут, что это предполагает направленный отбор на признак и согласуется с адаптацией к высоким широтам, наблюдаемой у других животных.
Повышенная утренняя активность у людей связана с укороченным периодом циркадных часов. Это необходимо для синхронизации с удлиненными периодами летнего освещения в высоких широтах — «жаворонкам» гораздо легче приспособиться к изменениям длины светового дня.