ИИ понадобилось 1,5 года, чтобы выучить язык, когда он видел и слышал то же, что и младенец

NYU's Center for Data Science
На самом деле, это исследование про людей, а не про нейросети.

Искусственный интеллект смог выучить язык на уровне ребенка, используя данные, которые видел и слышал малыш за 1,5 года жизни. Это показало, в чем похожи наш мозг и нейросети — и помогло получить новые данные о том, как учатся люди, сообщает Нью-Йоркский университет (США).

Обычно изучение языка нейросетями отличается от человеческого количеством потребляемой информации: она может вобрать в себя хоть все данные интернета и обучается на триллионах слов. Объем информации, который получает человек в первые годы — в тысячи раз меньше, и ученые решили проверить, сможет ли нейросеть учиться, имея только эту информацию.

Данные для искусственного интеллекта получали с камеры и микрофона, которые носил малыш с полугода до двух лет. Получилось 60 часов видеозаписи. На нее попали примерно четверть миллиона экземпляров слов, связанных с тем, что ребенок в этот момент видел, но многие из них повторялись. Кроме того, запечатлен широкий спектр различных действий, влияющих на развитие: приемы пищи, чтение книг и игры.

Запись велась не постоянно, а где-то 1% времени бодрствования малыша. Этого хватило, чтобы через полтора года искусственный интеллект выполнял тесты для проверки речевых способностей на том же уровне, что и ребенок.

«Мы впервые показали, что нейронная сеть может научиться связывать слова с их визуальными аналогами, обучившись на тех же данных, что доступны для развития одного ребенка», — говорит научный сотрудник Центра науки о данных Нью-Йоркского университета Вай Кин Вонг.

Однако, конечная цель исследований заключалась не в том, чтобы доказать: нейросеть может обучиться, смотря на мир глазами ребенка. Ученые хотят понять, как происходит освоение речи у малышей.

«Используя модели искусственного интеллекта для наблюдения за тем, как дети изучают язык, мы можем поставить точку в классических дебатах о том, что нужно детям для освоения речи — нужны ли им предубеждения, связанные с языком, врожденные знания или просто ассоциативное обучение, чтобы начать говорить. Похоже, что мы можем получить больше, чем ожидалось, обучаясь в повседневной жизни», — отмечает доцент Бренден Лейк.