Исследование объяснило, чем объявления о наборе персонала привлекают «нарциссов»
Использование некоторых слов в объявлениях о поиске сотрудников, например, «ориентированный на результат», «амбициозный» и «уверенный в себе», может привлекать склонных к неэтичному поведению нарциссов, установили ученые. Результаты этого любопытного исследования опубликованы в журнале Management Science.
Такие кандидаты годятся далеко не ко всякой работе, предупреждает доцент кафедры бухгалтерского учета Университета Миссисипи Джонатан Гей.
«Чего можно ожидать от нарцисса — так это готовности нарушить правила, по крайней мере, ради себя, — объясняет он. — И все начинается с вашего объявления о вакансии. Кого вы привлекаете своими объявлениями?»
Нарциссы — плохие лидеры. В бухгалтерских фирмах и многих других видах бизнеса склонные к нарциссизму сотрудники с большей вероятностью будут заниматься мошенничеством или искажать результаты управления капиталом.
«Нарцисс с большей вероятностью будет замешан в серьезных нарушениях бухгалтерского учета, чем человек, не обладающий этой чертой характера», — подтверждает профессор бухгалтерского учета Скотт Джексон из Школы бизнеса Дарлы Мур при Университете Южной Каролины
Однако за пределами сферы бухгалтерского учета нанять нарцисса не всегда плохо, считает Гей.
«Если вам нужны продавцы, которые будут новаторами и продадут кучу ваших товаров, вам может подойти нарцисс для этого», — приводит пример он.
В ходе исследования 248 участников выбрали самые привлекательные для себя вакансии, а затем прошли широко известный тест «Нарциссический опросник личности» (Narcissistic Personality Inventory — NPI-16). Это неклинический метод оценки, но он выявляет повышенную нарциссическую тенденцию — хотя маловероятно, что у кого-либо из участников есть диагноз нарциссического расстройства личности.
Исследователи обратили внимание, какие слова и ключевые фразы в объявлениях о вакансиях привлекают нарциссов.
«Мы думали, что люди с более высоким уровнем нарциссизма будут заинтересованы этими терминами, потому что теоретически они соответствуют их личности. Эти слова можно связать с тем, что именно делает их более нарциссичными», — говорит Джонатан Гей.
По словам Джексона, некоторые из этих слов, такие как «нестандартное мышление» и «креативный», могут казаться вполне обычными, но важно рассматривать их в контексте предлагаемой работы. Потому что креативный бухгалтер, например, скорее принесет компании неприятности, нежели пользу.
И это касается не только бухгалтерского учета, но и других отраслей, подчеркивает Гей. В конечном итоге, решение о трудоустройстве нарциссов остается за работодателем, но рекрутерам следует помнить, насколько важна лексика, используемая в объявлениях, заключил он.