Историю миграции, изменившей Европу 4500 лет назад, рассказала древняя ДНК

Shutterstock

Небольшая яма в центральной Франции рассказывает историю одной семьи, одновременно иллюструя одну из самых важных миграций в истории Европы. Об этом пишет служба новостей Science. Древняя ДНК из могилы отражает момент, когда степные скотоводы с территории нынешних Украины и России двигались на запад, смешиваясь с земледельцами и часто замещая их. Степняки в течение пяти веков преобразовывали континент, принеся сюда колесо и индоевропейские языки. Сегодня большинство людей европейского происхождения несут гены этих степных предков.

В одном погребении оказались похоронены как пришлые степняки-кочевники, так и жившие в Европе до них земледельцы. Научная статья вышла в Science Advances.

«Мы знали, что эти группы встречались и смешивались, но собрать такую семью в одном коллективном захоронении — это дар небес. Это иголка в стоге сена, и нужно быть очень удачливым, чтобы ее найти», — говорит генетик Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия) Вольфганг Хаак.

Могила, расположенная в Бревианде, в регионе Шампань к востоку от Парижа, содержит останки трех женщин, мужчины, двух детей и младенца. Такие коллективные могилы были обычным явлением у земледельцев в то время, которые на протяжении веков хоронили там родственников. Генетики ожидали, что люди из могилы будут связаны друг с другом и с древними земледельцами, которые жили во Франции и Иберии на протяжении тысячелетий в неолите.

Но когда секвенировали полные геномы всех похороненных, обнаружилось, что все женщины в могиле имели исключительно местное происхождение, а взрослый мужчина и один из детей, мальчик, — степное. Это самые древние генетически доказанные останки представителей той судьбоносной миграции в Европе. Однако при этом самая пожилая женщина, 60 лет, была матерью этого взрослого мужчины степного происхождения и бабушкой его семилетнего сына. Исследователи реконструировали геном ее партнера, неизвестного дедушки, и пришли к выводу, что тот, должно быть, на 70% имел степное происхождение. Только бабушка, мужчина и мальчик генетически связаны между собой, остальные женщины — ни с ними, ни между собой.

Более ранние исследования показали, что степные мужчины очень часто вступали в брак с неолитическими женщинами, чем наоборот, оставляя огромное наследие в Y-хромосоме современных людей.

«Степные женщины не заводили детей с оседлыми фермерами, в отличие от степных мужчин», — говорит Ева-Мария Гейгль, генетик из Парижского городского университета и Французского национального центра научных исследований.

Есть две версии происшедшего: жестокое военное вторжение или мирная интеграция и ассимиляция. Французская могила намекает на второй вариант. Признаков насилия нет, и могилу, вероятно, вскрывали несколько раз в течение десятилетий для захоронения новых тел.

В погребениях нашли скудный инвентарь — бусину и собачью лапу, — поэтому их сложно связать с какой-либо конкретной материальной культурой. Однако примерно в то же время, культура «колоколовидных кубков», начала распространяться по Европе, в конечном итоге ее носители расселились от Дуная до Ирландии и даже до Северной Африки. Возможно, предполагает Гейгль, эта культура, которую археологи проследили по сходству керамики, погребального инвентаря, родилась в результате встреч, подобных той, что была запечатлена в Бревианде.

«То, что мы увидели на севере Франции, на самом деле было началом трансформации в Западной Европе. Это столкновение двух культурных сфер создало первую общеевропейскую культуру», — говорит Гейгль.