Химики изучили секреты художников Древнего Египта

С помощью науки через 3500 лет мы можем наблюдать за творческой работой и художественным поиском неизвестного мастера. 
Гробница Менны
Гробница Менны
Philippe Martinez et al./PLOS ONE, 2023

Большая междисциплинарная команда французских и египетских ученых с редкой детализацией изучила росписи двух египетских гробниц, датируемых XV и XIII веками до нашей эры. Исследователи смогли открыть особенности работы художников, незаметные до сих пор, сообщили во Французском национальном центре научных исследований. Научная статья вышла в журнале PLOS ONE.

В языке Древнего Египта не было слова «искусство». Эта цивилизация часто воспринимается как чрезвычайно формальная в том, что касается творческого выражения. Однако, если посмотреть поглубже, это оказывается не совсем так. Исследователи изучили гробницы Нахтамона, который был жрецом, ответственным за ежедневное обеспечение всем необходимым алтарей в Рамессеуме, «Доме миллионов лет» Рамзеса II, и Менны, который жил двумя веками ранее, был кем-то вроде министра сельского хозяйства и носил титул смотрителя полей Владыки двух земель.

Фото: Philippe Martinez et al./PLOS ONE, 2023
Гробница Нахтамона

Например, головной убор, ожерелье и скипетр на изображении Рамзеса II в гробнице Нахтамона были существенно изменены в процессе создания, хотя невооруженным глазом это незаметно. А в сцене поклонения из гробнице Менны — положение и цвет руки нарисованного на стене усопшего. Там же пигменты, используемые для цвета кожи, были очень необычными. Зачем это было сделано, до сих пор остается неясным.

Таким образом, художники, или как их называли, «рисовальщики-переписчики», по просьбе заказчиков или по собственной инициативе, могли добавлять свои собственные штрихи к общепринятым мотивам. Вопреки распространенному мнению, египетские художники все же иногда позволяли себе вольности

Не менее, чем полученные результаты, важен и новый метод, который использовали исследователи. Речь идет о портативных приборах, позволяющих делать химический анализ на месте, не разрушая произведение. Древние краски утратили первоначальный вид. Но химический анализ, проведенный учеными, вместе с трехмерными цифровыми реконструкциями работ с использованием фотограмметрии и макрофотографии помогает восстановить первоначальные оттенки и изменить восприятие этих шедевров, которые слишком часто рассматриваются как статичные. Искусство фараонов и условия его создания, безусловно, были более динамичными и сложными, чем считалось ранее.