Когда ожидание самое томительное — исследование

Когда мы чего-то сильно ждем, мы ощущаем самые разные эмоции. Ученые изучили их и сделали неожиданные выводы
Shutterstock

Разные стадии процесса, окончания которого мы ждем, приносят нам эмоции разной степени силы. Но томительнее всего ожидание становится тогда, когда желаемое уже близко. Соответствующее исследование опубликовано в журнале Social Psychological and Personality Science.

«Люди ждут, даже если не стоят активно в очереди или не сидят за рулем. Например, ученые ждут результатов из журналов, скучающие сотрудники ждут выходных, а покупатели ждут посылки по почте. В таких ситуациях чувство терпения имеет решающее значение для благополучия и успеха. Нетерпеливые люди сообщают о меньшем счастье», — отмечают авторы статьи.

Научная работа началась с того, что ученые заметили общую тенденцию в исследованиях, посвященных результатам президентских выборов в США в 2020 году, ожиданиям первой вакцины от коронавируса и поездкам на автобусе.

Казалось бы, три разных темы, но респонденты всех исследований указывали, что нетерпение чувствовалось интенсивнее, когда ожидаемое становилось ближе. Ощущение достигало пика прямо перед получением желаемого: перед объявлением результатов голосования, перед концом срока, заложенным на разработку вакцины, перед временем, когда должен был прибыть автобус.

Но может быть, дело в том, что от начала ожидания просто прошло много времени? И нетерпение нарастает постепенно, в зависимости от продолжительности ожидания? Чтобы проверить, действительно ли интенсивность нетерпения зависит от приближения времени «Ч», ученые провели еще несколько опросов.

Один опрос касался пробок на дорогах. Выяснилось, что люди, которые попали в затор в 1 миле от точки назначения проявляли больше нетерпения, чем те, кому оставалось до цели 20 километров.

Кроме того, замерили нетерпение людей, ожидающих посылки. Получатели, посылки к которым шли шесть дней, чувствовали себя по-разному: те, кто должен был получить доставку в день замера, ощущали нетерпение сильнее, чем те, кому нужно было еще ждать. Также на ощущение человека влияло местоположение посылки: чем она ближе, тем сильнее оценивалось нетерпение. В сумме оба фактора снижали лояльность получателей к службе доставки: ее хуже оценивали, если посылка была доставлена в срок, и лучше — если раньше срока.

«Мы предлагаем практические выводы. Следует на более раннем этапе информировать людей о более долгом ожидании, чем изначально планировалось. И, как правило, лучше переоценивать, а не занижать прогнозируемое время ожидания. Это может улучшить впечатления людей, уменьшив их нетерпение», — добавили авторы исследования.