Найдено самое раннее свидетельство существования 260-дневного календаря майя

David Stuart et al. / Science Advances, 2022
Священный календарь майя — один из древнейших и сложнейших на планете.

Среди фрагментов древней мезоамериканской фрески в Гватемале археологи обнаружили самые ранние свидетельства существования священного календаря майя. На крошечном фрагменте росписи, когда-то украшавшей стену храма, под черной точкой и сплошной линией видны следы головы животного. Это символы, обозначающие «7 Олень» один из 260 дней календаря, очень редкий пример четкого иероглифического обозначения дня года.

Научная статья опубликована в журнале Science Advances, кратко о ней пишет ScienceAlert.

Другие исторические записи этого священного календаря находили в Центральной Америке и раньше, но их трудно датировать точно. Для новой же находки удалось сделать радиоуглеродный анализ. Надпись была сделана где-то между 200 и 300 г. до н.э.

«Данные свидетельствуют о том, что мы больше не можем выделять один регион Мезоамерики, Оахаку, как "точку происхождения" письменности или календаря. Свидетельства указывают на еще более раннее происхождение календаря где-то во время среднего доклассического периода, если не раньше, хотя доказательства остаются косвенными», — пишут авторы исследования.

Дата «7 Олень» была найдена среди сотен других фрагментов в фундаменте пирамиды Лас-Пинтурас, которая находится в Сан-Бартоло. Это многослойный памятник, рассказывающий о нескольких периодах истории майя, начиная примерно с 800 г. до н.э. Пирамида была последним сооружением, построенным на этом месте. Под пирамидой находятся остатки нескольких других сооружений. В 2005 году при раскопках под пятым слоем конструкции были обнаружены части оштукатуренных стен, расписанных иероглифами. Эти рисунки являются одними из самых ранних свидетельств иероглифического письма майя. Теперь в том же слое обнаружили самые ранние свидетельства иероглифического календаря.

Известно, что майя следовали 260-дневному священному календарю, который до сих пор используется некоторыми индейскими общинами. Дни в этом календаре нумеруются от 1 до 20 и цикл повторяется 13 раз в году. Например, за днем 7 Олень следует день 8 Кролик, день 9 Вода и день 10 Собака.

На верхнем осколке иероглиф, на котором отчетливо изображена голова оленя. Над ней цифра 7 из штрихов и точек. Нижний фрагмент, который находился прямо под датой, содержит еще один иероглиф, значение которого не определено.

Возможно, олень мог представлять имя, так как иногда майя называли детей в честь календарных событий. Однако исследователи все же склоняются к тому, что это дата.

«Сохранение 260-дневного календаря во многих общинах до наших дней свидетельствует о его важности в религиозной и общественной жизни. Возможность проследить его использование примерно на 23 века в прошлое является еще одним свидетельством его исторической и культурной значимости», — пишут археологи.