Некоторые люди учатся быстрее других? Доказано, что это не так

Все зависит от возможностей человека.
Shutterstock

С раннешкольного возраста мы нередко принимаем идею о том, что некоторые из нас учатся быстрее других. Но оказывается, мы на самом деле обучаемся с одинаковой скоростью при одинаковых возможностях.

Исследователи изучили данные 6946 учащихся — от младших школьников до студентов колледжей, и то, как они учатся в разных форматах, от онлайн-курсов до образовательных игр. Оказалось, что разница достижений в учебе возникает из-за различий в возможностях обучения. Доступ человека к более широким возможностям помогает закрывать пробелы.

В среднем учащимся требовалось семь образовательных инструментов, чтобы чему-то научиться, хотя число у разных людей отличалось. Играло роль то, с чего именно ученики начинали, а не их способность учиться быстрее. Образовательные инструменты, включенные в исследование, способствовали интерактивности и могли обеспечить мгновенную обратную связь со студентами, что также помогало их обучению.

«Мы все замечаем, когда кто-то добивался успеха в учебе раньше, чем его сверстник — один ученик получал пятерку по алгебре, а другой — тройку. Но люди обычно не видят, с чего они начали», — цитирует когнитивного психолога из Университета Карнеги-Меллона Кена Кедингера Science Alert.

Мозг человека может выбирать разные «умственные пути», чтобы чему-то научиться. Это означает, что скорости обучения у разных людей не слишком различаются — каждый может добраться до одной и той же точки так, как это соответствует его опыту и знаниям.

Это подтверждается исследованием — к примеру, различия в скорости больше всего заметны в изучении языков, требующих механического заучивания или запоминания. Существуют разные виды умственной деятельности при изучении одной и той же информации, что предполагает индивидуальный подход, подчеркивают психологи.

Исследование опубликовано в PNAS.