Окаменелая кость кенгуру раскрыла ошибку палеонтологов спустя десятилетия

Новая проверка старой окаменелости меняет взгляд на историю Австралии. Палеонтологи из Сиднейского университета Нового Южного Уэльса выяснили, что надрез на кости гигантского кенгуру не след от разделки туши, а отметина на уже окаменевшем останке. Это ставит под вопрос роль коренных австралийцев в вымирании мегафауны и намекает, что они собирали древние кости. Исследование опубликовано в журнале Royal Society Open Science.
Загадка Мамонтовой пещеры
В центре внимания — большеберцовая кость (часть голени) вымершего гигантского кенгуру Procoptodon browneorum из семейства стенуриновых. Ее нашли в Мамонтовой пещере на юго-западе Западной Австралии в 1910-х годах, во времена Первой мировой. С тех пор эта находка считалась ключевым доказательством: надрез на кости якобы указывал на охоту людей на мегафауну — огромных сумчатых, нелетающих птиц и рептилий плейстоцена, живших 65 000 лет назад.
Мегафауна Мамонтовой пещеры включала Murrayglossus hacketti — гигантскую ехидну с длинным клювом, Zygomaturus trilobus — огромного дипротодонтида, похожего на вомбата, и Thylacinus cynocephalus — тилацина, или тасманского волка. Эти животные исчезли около 50 000 лет назад, и многие исследования винили в этом первых людей.
Ошибка прошлого
В 1980 году профессор Майк Арчер из UNSW участвовал в анализе кости и увидел в надрезе след от ножа — признак разделки. Это стало «неопровержимым» аргументом за то, что коренные австралийцы охотились на гигантов до их вымирания.
Теперь Арчер признает промах:
«Как ученый, я считаю не просто своей работой, но и обязанностью обновлять данные по мере появления новых доказательств», — говорит он.«В 1980 году мы интерпретировали порез как свидетельство разделки туши, поскольку это был наилучший вывод, который мы могли сделать с помощью имеющихся на тот момент инструментов. Благодаря технологическому прогрессу мы теперь видим, что наша первоначальная интерпретация была ошибочной».
Новые технологи и новые выводы
Команда применила микро-КТ — рентгеновское сканирование в 3D, — чтобы заглянуть внутрь кости без вреда. Радиометрическое датирование и микроскопический анализ надреза выявили: порез появился после высыхания и появления трещин от окаменения. Кость уже превратилась в камень, когда ее резали.
Ученые подчеркивают, что если бы люди были виновны в масштабной охоте на мегафауну Австралии, археологические находки содержали бы больше доказательств охоты или разделки. Новые данные, полученные с помощью современных технологий, опровергают многочисленные утверждения о том, что древний человек сыграл ключевую роль в исчезновении этих видов.
Амулет из прошлого
Исследователи проверили «амулет» из окаменелого зуба Zygomaturus trilobus — гигантского сумчатого, родственника вомбатов. Его подарили археологу Ким Акерман в 1960-х представитель народа вора в миссии Мованджум, Кимберли. Зуб похож на находки из Мамонтовой пещеры, за сотни километров.
«Наличие зуба в Кимберли, в отличие от его вероятного происхождения в Мамонтовой пещере, позволяет предположить, что он мог быть перенесен людьми или передан путем торговли на огромные расстояния», — говорит доктор Кенни Травуйон из Музея Западной Австралии.
«Мы можем сделать вывод, что первыми людьми в Австралии, которые проявили живой интерес к окаменелостям и начали их собирать, были коренные народы, вероятно, за тысячи лет до того, как европейцы ступили на этот континент», — заключают авторы.
Пересмотр роли людей
Ученые не отрицают охоту полностью, но без твердых улик винить коренных в вымирании мегафауны нельзя. Многие виды исчезли до прибытия людей, другие сосуществовали тысячелетиями, а конец их часто совпадал с климатическими сдвигами.
«Необходимы веские доказательства, прежде чем можно будет сделать вывод о том, что хищничество коренных народов по отношению к ныне вымершим видам мегафауны способствовало их вымиранию, особенно учитывая долгую историю коренных народов в оценке и устойчивом использовании дикой природы в Австралии», — подчеркивает Арчер.









