Опубликованы уникальные рисунки из средневековых темниц
Десятки рисунков, найденных на стенах в подвалах замков Квестенберг и Грайфенберг (Германия), опубликованы исследователями в журнале Jahresschrift für Mitteldeutsche Vorgeschichte.
Ученые предположили, что некоторые помещения этих замков использовались как тюремные камеры, и рисунки, оставленные примерно в XV—XVI веках, в эпоху позднего Средневековья, позволили узнать, кем были заключенные.
Авторы научной статьи поясняют, что замки обычно принадлежали людям, облеченным хотя бы минимальной властью — и там действительно могли быть камеры для содержания заключенных. Это редко когда были специально оборудованные казематы, чаще — приспособленные помещения, например, бывшие склады или технические отсеки, оставленные при строительстве. Вычислить темницу по архитектурным или археологическим деталям достаточно тяжело.
— К редким вещественным свидетельствам того, что помещения под башнями использовали как темницы, можно отнести изображения, вырезанные на стенах этих помещений. Такие спонтанные или связанные с ситуацией свидетельства называются граффити, — говорится в публикации.
Уточняется, что подземелья лежащих в руинах замков Квестенберг на южной окраине Гарца и Грайфенберг в Уккермарке привлекают внимание ученых достаточно давно. Здесь сохранились десятки изображений на различную тематику. Но лишь недавно ученые обследовали, скопировали и опубликовали их.
— Они еще не получили систематического анализа. По одной из теорий, изображения Квестенберга порой трактовались как обрядовые, связанные с заседаниями некой тайной ложи, происходившими здесь, а изображения Грайфенберга ошибочно интерпретировались как украшение кирпичной кладки, — добавляют исследователи.
В замке Квестенберг рисунки вырезаны на мягком известняке в «каменном мешке» — подвальном помещении без окон и дверей, но с люком в потолке, через которое узников, видимо, и спускали в темницу — по сути замуровывая заживо. Почти все рисунки, около 60 из более чем 70, сделаны одной рукой. Здесь изображены столярные инструменты, плуги, топоры, молоты и наковальни и другие орудия труда. Их конструкция позволяет датировать рисунки поздним Средневековьем или самым началом Нового времени (считается, что оно началось в конце XV—начале XVI веков).
Два изображения привлекают особое внимание. Они сделаны одним человеком (но не тем, кто нарисовал большинство картинок). Это, предположительно, распятие, а также небольшая сценка: человек сидит за столом, перед ним стоят горшок и лежат три круглых хлеба, с другой стороны стола сидит собака, а на фоне изображены гербы.
В замке Грайфенберг изображения сделаны на кирпичной кладке. Но в целом ситуация схожа с предыдущим памятником: здесь камера также была обустроена в помещении с отверстием в потолке, хотя позднее появилась дверь. Среди рисунков есть изображения оружия, которое можно датировать XIV—XV веками, но большинством рисунков также, предположительно, сделаны на границе Средних веков и Нового времени.
Все картинки из двух замков можно разделить на несколько групп: конская упряжь, ремесленные и сельскохозяйственные орудия, христианские символы, магические символы, половые органы и другие. Они были процарапаны с помощью гвоздя, ножа, долота или даже просто острого камня. При этом исследователи недоумевают, как можно было сделать это в темноте — ведь навряд ли свет попадал в камеру, когда люк наверху был закрыт.
Помимо прочего были обнаружены пентаграммы, которые связывают с разнообразными защитными заклинаниями.
— Они, безусловно, отражают надежды и страхи заключенных здесь людей. Подобные мотивы граффити распространены в других местах, что свидетельствует о широком распространении иррациональных идей среди людей позднего Средневековья. В то же время создание максимально симметричной пятиконечной звезды — это своего рода упражнение для пальцев, которое, безусловно, было полезно в атмосфере подземелья. Также неизвестно, имел ли этот символ христианский подтекст в Средние века и выражал ли он, например, пять ран Иисуса Христа, как это было только после Реформации. Это лишь смутная гипотеза, и утверждение не может быть основано на том факте, что пентаграммы часто появляются в церквях. Магический ли это символ или христианский — в обоих случаях символу может быть присвоена функция, отгоняющая зло в данном контексте, хотя неясно, к кому обращался рисовавший, — отмечают ученые.
При этом рисунки при кажущейся простоте имеют серьезное научное значение.
— Графика в двух замках дает нам представление о том, куда устремлялись умы людей, которым, возможно, приходилось проводить длительные периоды времени в таких подземельях. Они рисовали окружавший их мир. Разнообразие ремесленных инструментов в Квестенберге затрудняет определение профессии рисовавшего. В Грайфенберге есть много рисунков из сельской жизни, но они также могли быть оставлены солдатами. В любом случае выбор мотивов позволяет сделать хотя бы общий вывод о среде, из которой происходили заключенные: в яму с большей вероятностью попадали представители низших социальных слоев. Социальная значимость изображений иллюстрируется сравнением с упомянутыми выше граффити из других контекстов: в величественных помещениях замков на первый план выходят мотивы, прославляющие дворянство и его образ жизни; в церковных тюрьмах мы находим надписи, в том числе на латыни. Рисунки из подземелий замков Квестенберг и Грайфенберг сделаны явно неграмотной социальной группой, — добавляется в сообщении.