Первый найденный в Антарктиде янтарь рассказал о росших там тропических лесах

Янтарь из Антарктиды стал настоящей капсулой времени, сохранившей сведения о климате и растительности.
Alfred-Wegener-Institut / V. Schumacher

До недавнего времени Антарктида оставалась единственным континентом, где никогда не находили янтарь. Стараниями немецких ученых этот пробел, наконец, закрыт.

Первый антарктический янтарь был найден в осадочном керне, извлеченном с морского дна на глубине 946 метров участниками экспедиции на исследовательском ледоколе Polarstern в 2017 году. Он получил название «янтарь с острова Пайн» в честь залива, в котором был обнаружен.

Недавно находку подвергли тщательному исследованию, результаты которого опубликованы в журнале Antarctic Science.

Камень, сыгравший роль своеобразной капсулы времени, подтвердил, что 90 миллионов лет назад в Антарктиде росли леса.

«Очень волнительно осознавать, что в какой-то момент истории все семь континентов имели климатические условия, позволяющие выживать деревьям, производящим смолу. Теперь наша цель — узнать больше о лесной экосистеме: если она исчезнет, сможем ли мы найти следы жизни, включенные в янтарь. Это открытие позволяет совершить путешествие в прошлое еще одним, более прямым путем», — пояснил седиментолог Иоганн Филлип Клагес из Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера.

Для анализа с помощью микроскопии отраженного света и флуоресцентной микроскопии от янтаря отрезали кусочки размером до миллиметра. В них нашли остатки коры дерева в виде микровключений.

Кроме того, исследователи обнаружили признаки патологического течения смолы, которой деревья залечивают повреждения коры, вызванные вредителями или лесными пожарами, создавая тем самым химический и физический барьер, защищающий от насекомых и инфекций.

«Наше открытие — это еще один кусочек головоломки, который поможет нам лучше изучить болотистую, богатую хвойными деревьями среду умеренного тропического леса, росшего вблизи Южного полюса в середине мелового периода», — резюмировала Хенни Гершель из Технического университета Фрайбергской горной академии.