Почему люди ведут себя нелогично? Искусственный интеллект помог это выяснить
Ученые запрограммировали две нейросети для компьютерной игры. Одна стала браконьером, вторая — рейнджером, пытающимся браконьерство остановить. И выяснилось, что ИИ ведет себя неодинковово в зависимости от предлагаемых условий. Так, когда программы обладали достаточной для выполнения задач памятью, их стратегия игры была оптимальна. Но стоило исследователям ограничить их память, как нейросети стали упрощать схему для принятия решений. В итоге их выборы оказывались иррациональными — и точно такими же, как у реальных людей, игравших в ту же игру, сообщили в Корнельском университете (США).
«Результаты доказывают идею ограниченной рациональности, согласно которой мы делаем глупости или допускаем системные ошибки не потому, что мы иррациональны в принципе, а потому, что у нас ограниченные ресурсы», — сказал первый автор Химин Лю.
Одним из видов человеческого поведения, которое повторяли нейросети, было сопоставление вероятностей. Это происходит, когда человек угадывает результаты подбрасывания монеты.
Еще одним человеческим заблуждением, которое привело к понижению производительности в игре, было переоценивание значительных результатов — явление, при котором важные или травматические инциденты занимают чересчур много места в памяти. Например, человек может медленно ехать по участку дороги, где много лет назад он получил штраф за превышение скорости.
Когда исследователи запрограммировали «браконьеров» на преувеличение важности предыдущих встреч с «рейнджером», это отразилось в игре. В итоге первые избегали таких мест.