Выяснилось, как скорость старения зависит от образования

Американцы с низким уровнем образования стареют быстрее, чем их более образованные сверстники, и этот разрыв увеличился за последние 30 лет, выяснили ученые Школы геронтологии имени Леонарда Дэвиса Университета Южной Калифорнии (USC).
В фокусе их внимания было «биологическое старение» — понятие, куда более глубокое, чем простой подсчет прожитых лет. Биологическое старение измеряет, как тело изменяется с течением времени, включая то, насколько хорошо работают органы и системы. Например, два человека в возрасте 65 лет могут выглядеть совершенно по-разному изнутри: у одного биологический профиль может соответствовать более молодому возрасту, а у другого могут проявляться признаки раннего старения.
«Биологический возраст дает нам более четкое представление о состоянии здоровья, чем паспортный. Он помогает понять, кто, вероятно, дольше останется здоровым, а кто может подвергаться более высокому риску заболеваний и потери трудоспособности», — объясняет профессор USC Эйлин Кримминс, старший автор исследования.
Растущий разрыв
Используя данные Национального обследования здоровья и питания, команда изучила взрослых в возрасте от 50 до 79 лет за два периода: 1988–1994 и 2015–2018 годы. Результаты анализа опубликованы в журнале Demography. Они четко показывают, что биологическое старение замедлилось у всех, но у образованных людей преимущества гораздо больше.
Например, в конце 1980-х — начале 1990-х годов разница в биологическом старении между взрослыми, не окончившими среднюю школу, и теми, кто имеет высшее образование, составляла около года. К 2015–2018 годам этот разрыв вырос до двух лет.
«Это означает, что люди с более высоким уровнем образования стареют биологически медленнее, чем все остальные. Улучшения в состоянии здоровья населения распределяются неравномерно», — говорит первый автор исследования Матео Фарина из Техасского университета в Остине, ранее работавший в USC.
С 1990-х различия в состоянии здоровья в зависимости от уровня образования считаются проблемой общественного здравоохранения. Новое исследование стало одним из первых, в котором оценивается рост этого неравенства.
Почему образование имеет значение
Образование влияет на многие аспекты жизни, которые определяют здоровье: виды доступной работы, уровень дохода, условия жизни и доступ к медицинскому обслуживанию. Уровень образования также как правило коррелирует с более здоровым образом жизни, таким как отказ от курения и регулярная физическая активность.
Исследование проверило, объясняют ли растущий разрыв в старении изменения в курении, ожирении или использовании лекарств. Но результаты показали, что эти факторы не объясняют усиление неравенства — вместо этого наибольшую роль играют различия, напрямую связанные с самим образованием.
«Образование формирует возможности и риски на протяжении всей жизни. Это мощный социальный фактор здоровья, и он влияет на то, насколько быстро или медленно стареет наш организм», — подчеркивает Кримминс.
Выводы исследования позволяют предположить, что образовательное неравенство может иметь серьезные последствия для будущих поколений пожилых людей. Недостаточное образование не только укорачивает жизнь, но ведет к тому, что гораздо большая ее часть пройдет в болезнях или немощи — что порождает проблемы для семей, сообществ и систем здравоохранения.
«Это не просто вопрос личного выбора; это социальная проблема. Если мы хотим сократить разрыв в состоянии здоровья, нам необходимо рассматривать образование как инвестицию в общественное здравоохранение», — подытожил Фарина.




