Редкая масляная лампа возрастом 1700 лет найдена в Иерусалиме

Археологи обнаружили редкую керамическую лампу с древними еврейскими символами, раскрывающую черты культуры и религиозной жизни в Иерусалиме эпохи поздней Римской империи.
Emil Aladjem, Israel Antiquities Authority

Археологи обнаружили керамическую масляную лампу позднеримского периода, украшенную изображениями храмовой меноры, приспособления для воскурений и лулава (ветвь финиковой пальмы), которые использовались в еврейских религиозных обрядах. Хотя это и не лампа с джинном, находка является уникальной. Лампа была обнаружена на раскопках недалеко от Масличной горы в Иерусалиме и представляет собой редкую возможность заглянуть в культуру и религиозную жизнь евреев того времени, пишет iflScience.

Следы копоти на носике лампы позволяют предположить, что она использовалась для освещения примерно 1700 лет назад.

«Изысканное художественное исполнение лампы, которая была найдена в целости, делает ее чрезвычайно редкой находкой. Эта находка особенно удивительна, поскольку у нас очень мало свидетельств жизни еврейского поселения в Иерусалиме и его окрестностях в этот период», — объяснил Михаэль Чернин, руководитель раскопок из Израильского управления древностей.

Между 132 и 136 годами н.э. евреи Иудеи под руководством Симона Бар-Кохбы подняли восстание против Римской империи, что привело к изгнанию евреев из Иерусалима императором Адрианом. Лампа, найденная на Масличной горе, — одно из немногих материальных свидетельств еврейского присутствия в районе Иерусалима в III-V веках н.э.

Она относится к типу «Бейт Наттиф», названному так по мастерской, раскопанной в 1930-х годах недалеко от Бет-Шемеша. Гончары из Бейт Наттиф изготовливали лампы с еврейской символикой. Наличие таких ламп предполагает существование некоторого еврейского присутствия в этом районе и после восстания.

Беньямин Сторчан, научный сотрудник Израильского управления древностей, отметил: «Выбор символов на лампе не случаен. Кажется, лампа принадлежала еврею, купившему ее из религиозных соображений и как напоминание о Храме. Менора стала еврейским символом в период Второго Храма. Однако после его разрушения изображение меноры стало важным символом в еврейской коллективной памяти как в Израиле, так и в Диаспоре. Менора иногда появляется на личных предметах, таких как масляные лампы, которые, будучи сосудами для освещения, возможно, вызывали ассоциации с зажжением храмовой меноры».

Мастер посвятил много времени созданию и украшению этой лампы, используя тщательно вырезанные формы из известняка, дрели и резцы. Формы состояли из двух частей — верхней и нижней, которые заполнялись глиной и затем соединялись. После обжига лампа была готова к использованию.