Российские ученые разработали биоподобный нейрон
Прототип на основе микроэлектронных мемристоров полностью имитирует электрическую активность нервных клеток, приближаясь по энергоэффективности и быстродействию к природным аналогам, сообщает ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Результаты опубликованы в ведущем журнале в области нейронаук Frontiers in Neuroscience.
Мемристор — пассивный электрический элемент-двухполюсник в микроэлектронике, способный изменять свое сопротивление в зависимости от протекшего через него электрического заряда. В данном случае мемристоры выполняют функцию ионных каналов: обеспечивают передачу сигнала и воспроизводят динамику клеток мозга.
Мемристоры могут выполнять функции и нейронов, и синапсов, что позволяет создавать на их основе ключевые элементы искусственных нейросетей, открывая путь к разработке миниатюрных нейроинтерфейсов, расширяющих или восстанавливающих функции живых сетей нейронов.
«Поврежденные нейроны восстанавливаются медленно. С помощью мемристоров можно создавать устройства, которые ускорят регенерацию. Они будут обрабатывать сигналы мозга и стимулировать активность нервных клеток в режиме реального времени. Например, нейрочип с десятками биоподобных нейронов перспективен для восстановления поврежденных нейросетей спинного мозга. Высокая скорость обработки сигналов у мемристоров позволяет создать нейроинтерфейсы, которые будут предсказывать приступы эпилепсии, опережая вспышку патологической нейронной активности», — рассказал автор исследования, младший научный сотрудник лаборатории стохастических мультистабильных систем Университета Лобачевского Иван Кипелкин.
Мемристорный нейрон создан на основе одной из известных упрощенных математических моделей, что позволит исследователям сделать более экономичными и эффективными аппаратные реализации таких устройств.
«Качество наших мемристоров на уровне мировых лабораторий, при этом теоретические модели мы сразу проверяем на практике. Следующим шагом планируется построить нейросеть из 28 мемристорных нейронов на одном чипе для моделирования функциональности спинного мозга», — говорит Иван Кипелкин.