Археологи обнаружили место древнейшего ритуального пира, прошедшего 11 000 лет назад

Пиршество — это не просто способ насыщения, это общение, праздник и укрепление семейных и социальных связей. Именно поэтому сегодня праздники и фестивали все еще строятся вокруг еды.
Оказывается, эта традиция уходит корнями в далекое прошлое. Согласно новому исследованию, проведенному учеными Австралийского национального университета, около 11 000 лет назад в сообществах западного Ирана еда уже использовалась как способ делиться, общаться и объединяться.
Тысячелетия назад в горах Загрос доисторические люди предпринимали большие усилия, чтобы охотиться на диких кабанов: не только для выживания, добычу также преподносили в качестве значимых подарков. На археологическом объекте Асиаб найдены свидетельства, что этих животных приносили на общее пиршество, превращая ужин в мощный социальный ритуал.
На Асиабе исследователи обнаружили 19 черепов диких кабанов, аккуратно уложенных в яму внутри круглого здания. Черепа имели следы разделки, намекающие на общее пиршество. Онако настоящей загадкой было их происхождение.
С помощью детального изучения эмали зубов пяти диких кабанов команда обнаружила микроскопические узоры роста и химические подсказки, которые раскрыли, что некоторых из этих животных привезли издалека.
Зубы растут слоями. Ученые использовали слои эмали для геохимического анализа. Геохимические «подписи» из воды и еды остаются в зубах, делая эмаль зубов важным инструментом для отслеживания места обитания животного.
Оказалось, что некоторых кабанов убили на расстоянии до 70 км от Асиаба.
Таким образом, охотники пересекали скалистые горы, вероятно, в течение нескольких дней, чтобы принести кабанов из конкретных отдаленных мест. Даже несмотря на то, что кабаны не были самыми часто охотничьими животными в период раннего неолита.
Кабаны — это сильные, агрессивные животные, на которых непросто охотиться. Показать их на пиршестве было смелым заявлением.
«Этот пир проходил в то время, когда сельское хозяйство и земледелие еще не появились. Особенность пиршества на Асиаб заключается не только в его древности и в том, что здесь собирались люди из удаленных поселений, но и в том, что эти люди вложили значительные усилия, чтобы их вклад имел элемент географического символизма», — объяснила Петра Вайглова.
Праздник на Асиабе был не просто ужином; это было значимое событие. Усилия по охоте и транспортировке диких кабанов через скалистую местность показывают, насколько далеко люди были готовы зайти, чтобы сделать собрание запоминающимся. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications Earth and Environment.









