Создан чат-бот с искусственным интеллектом, чтобы общаться с телефонными мошенниками

Мошенники уже используют чат-боты, а если в обиход войдет чат-бот-защитник, то роботы будут общаться друг с другом до бесконечности?
Shutterstock

Эксперты по кибербезопасности из Университета Маккуори (Австралия) изобрели многоязычный чат-бот, предназначенный для общения с телефонными мошенниками, чтобы сократить число людей, которым преступники успеют позвонить. Разработку назвали Apate в честь древнегреческой богини обмана.

Ежегодно люди во всем мире переводят примерно 55 миллиардов долларов США телефонным мошенникам.

«Мошенничеством по телефону занимаются организованные преступные группы, и в настоящее время поймана лишь небольшая часть преступников, а деньги возвращаются редко», — говорит профессор Дали Каафар, исполнительный директор Центра кибербезопасности Университета Маккуори.

Идея нового чат-бота пришла профессору Каафару во время обеда с семьей, когда ему позвонил мошенник. Профессор притворился глупым, рассмешил своих детей и держал мошенника на линии 40 минут.

«Я понял, что хоть я и потратил впустую время мошенников, чтобы они не смогли добраться до уязвимых людей, — это были 40 минут моей собственной жизни, которые я не верну. Затем я начал думать, как можно автоматизировать этот процесс. Мы воодушевлены тем, что наша новая технология способна разрушить бизнес-модель мошеннических звонков и сделать ее убыточной», — говорит он.

Профессор Каафар говорит, что, несмотря на то, что каждый год поставщики телекоммуникационных услуг в одной только Австралии блокируют миллионы мошеннических звонков, это не очень спасает. По его словам, телефонное мошенничество растет во всем мире. Такие технологии, как протокол передачи голоса по Интернету (VOIP), позволяют киберпреступникам легко и дешево маскировать свое местоположение, делая вид, что звонят с любого номера. Между тем, телекоммуникационную инфраструктуру и протоколы для улучшения аутентификации вызовов обновлять трудно и дорого.

Фото: Университет Маккуори

«Бизнес-модель мошенников основана на получении большой прибыли от небольшого числа жертв; лишь небольшой процент из тысяч звонков, которые они делают каждую неделю, являются успешными. Наша модель связывает их, тратит их время и снижает количество успешных мошенников», — объясняет Каафар.

Разработчики обучили ИИ на наборе данных реальных мошеннических разговоров, от записей мошеннических звонков до расшифровок мошеннических электронных писем и чатов с платформ социальных сетей. Бота можно обучить любому языку или акцентуСейчас команда тестирует чат-ботов на реальных мошеннических звонках.

«Мы разместили наши номера по всему Интернету, добавив их в спам-приложения, опубликовав на веб-страницах и так далее, чтобы повысить вероятность получения мошеннических звонков. Мы обнаружили, что боты довольно хорошо реагируют на некоторые сложные ситуации, где мы и не ожидали выйти сухими из воды: когда мошенники запрашивают информацию, которой мы не обучали ботов, но боты адаптируются и выдают очень правдоподобные ответы. Боты постоянно учатся, чтобы достичь своей основной цели: дольше удерживать мошенников на линии», — говорит профессор Каафар.

У Apate уже получается задержать преступников на линии в среднем пять минут, а цель состоит в том, чтобы довести до 40 минут.

«Это имеет огромный потенциал в глобальном масштабе; если мы сможем перенаправить многие из тех спам-вызовов, которые в настоящее время блокируются провайдерами, на ботов Apate, максимально задерживая их, вся отрасль больше не будет жизнеспособной. Мошенники сами внедряют ИИ, обучая своих собственных мошеннических чат-ботов, которые будут переключаться на общение с чат-ботами, принадлежащими поставщикам телекоммуникационных услуг. Если мошеннические чат-боты в конечном итоге будут разговаривать с чат-ботами, защищающими мошенников, а не красть деньги у реальных людей, я буду считать это большой победой», — улыбается профессор.