Цыплятам поставили зеркала, чтобы разработать антидепрессанты для людей
Профессор психологии и фармакологии из Университета Миссисипи Кеннет Суфка объединился с британскими исследователями благополучия животных, чтобы опробовать неинвазивный метод изучения эмоций у домашних птиц. Результаты экспериментов опубликованы в журнале Applied Animal Behaviour Science.
В тихой комнате разместили сложное акустическое оборудование и поставили две коробки. В каждой сидел цыпленок, в одной из них компанию ему составляло зеркало.
Цыпленок, который видит свое отражение, считает, что он не один, и чувствует себя комфортнее — в отличие от особи, отчаянно пищащей от одиночества.
Уровень тревоги и обеспокоенности птицы оказалось возможным измерить по громкости и высоте издаваемого ею писка. В этом ключевое преимущество методики — потому что в прежних аналогичных исследованиях требовался забор крови у подопытных животных для анализа на гормон стресса кортикостерон, что само по себе усиливает стресс.
Главная цель эксперимента — в повышении благополучия сельскохозяйственных животных на фермах и птицефабриках.
Но и не только. Исследование поможет в разработке антидепрессантов и противотревожных средств для людей, упростив их испытания на животных.
«Чтобы утверждать, что препарат снимает состояние тревожности, цыпленок, мышь или крыса должны испытывать тревогу, похожую на человеческую», — объясняет Суфка.
Иными словами, для испытаний психотропных препаратов необходимо научное подтверждение, что животные способны переживать эмоции.
Это ставит вопрос шире — о правах животных. Их принято считать ограниченными в силу того, что звери не обладают теми же эмоциональными способностями, что и человек, поэтому у них меньше потребностей и желаний.
Исследование показало, что птицы способны чувствовать такие же негативные эмоции и депрессивные переживания, как люди, резюмирует ученый.
«И если это правда, то с этической точки зрения мы абсолютно обязаны беспокоиться о благополучии животных и обеспечивать им наилучшие возможные условия жизни», — заключил он.