Ученые: младенцы начинают различать звуки родного языка уже в первые часы после рождения
Доказано, что еще в утробе матери они учатся различать голоса, а также некоторые звуки речи. При рождении дети уже предпочитают звуки речи другим видам звуков. Но как именно детский мозг учится обрабатывать сложные звуки языка, до сих пор остается загадкой. В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Nature Human Behaviour, ученые из Бангорского университета (Великобритания) раскрыли подробности этого умопомрачительно быстрого процесса обучения. Один из авторов работы сам рассказывает о результатах в Сonversation.
На головы младенцев надевали небольшие шапочки, покрытые сложными светоизлучающими устройствами, предназначенными для измерения крошечных изменений уровня кислорода в мозге. Детекторы помогали определить, какие области мозга были активны с течением времени.
В течение трех часов после рождения младенцы слушали разные звуки, которые, по прогнозам большинства исследователей, они должны были различать. Это были гласные, которые произносились в обычном и обратном порядке (в английском языке звучание несколько отличается). Сразу после рождения младенцы не ощущали разницы. Впрочем 30% взрослых тоже не заметили отличий.
«Однако мы были ошеломлены, обнаружив, что, слушая эти звуки в течение пяти часов, новорожденные начали различать прямые и обратные гласные. Во-первых, их реакция на гласные первые стала быстрее, чем на вторые. А еще через два часа, в течение которых они в основном спали, их мозг реагировал на гласные, идущие вперед, не только быстрее, но и сильнее», — пишет профессор когнитивной неврологии Бангорского университета Гийом Тьерри.
Это означает, что в первый день жизни мозгу ребенка требуется всего несколько часов, чтобы усвоить тонкую разницу между естественными и неестественными звуками речи.
Кроме того, удалось увидеть, что области верхней височной доли (часть мозга, связанная со слуховой обработкой) и лобной коры (участвующая в планировании сложных движений) участвуют в обработке гласных звуков, особенно в левом полушарии. Это похоже на схему, лежащую в основе понимания и производства речи у взрослых.
И что еще более удивительно, мы смогли обнаружить связь между этими областями в обеих группах младенцев, которым давали слушать гласные звуки, но не у контрольной группы, которая спала в полном молчании. Другими словами, нейроны тренированных младенцев «разговаривали» между собой в головном мозге.
Новорожденные, вероятно, получают непосредственную пользу от того, что с ними разговаривают с самых первых моментов. Таким образом, «воспитание» начинается с первого дня.
Несмотря на то, что наш мозг имеет предрасположенность к обучению, основанную на его организации и функциях, определяемых генетическим кодом, он также способен чувствовать окружающую среду, как только человек рождается, и это сразу помогает нашим внутренним представлениям о мире вокруг нас.
«Я бы посоветовал вам не только разговаривать со своим малышом, но и делиться с ним всевозможными чувственными переживаниями мира, как только он оказывается у вас на руках, будь то музыка, запах цветов, осязание предметов или новые виды. Поощряя более разнообразный опыт, вы даете детскому мозгу новые возможности для роста и развития и, возможно, больше творческих способностей в будущем», — заключает Тьерри.