Загрязнение Черного моря мазутом оценили по снимкам из космоса

Ученые объяснили, почему мазут не утонул и так широко разлился.
Оперштаб Краснодарского края

Кораблекрушение танкеров с нефтепродуктами у Керченского пролива нанесло серьезный экологический урон Черному морю и его побережью. В Институте космических исследований и Институте океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук ведут спутниковый мониторинг ситуации.

Напомним, утром 15 декабря 2024 года из-за сильного шторма сели на мель и разломились два танкера класса «река-море» «Волгонефть». Из 9200 тонн перевозившегося ими мазута 3750 вылились в море.

К 21 часу того же дня ветер задул с северо-запада в направлении Анапы со скоростью 16 м/с, и нефтепродукты вынесло на берег от порта Тамань до пляжей Анапы.

Плотность мазута (0,89-1 г/см3 при 20 °C) примерно соответствует плотности морской воды на поверхности Черного моря зимой (1,013-1,015 г/см3), поэтому он не утонул, как ожидалось.

К 18-19 декабря ветер сменился на юго-западный со скоростью 13 м/с, затем на южный, поэтому нефтяное пятно стало распространяться на север и северо-восток. После этого ветер менялся еще несколько раз между юго-западным и северо-западным, разнося загрязнение по берегу, словно веером.

Фото: RSM3/Government of Canada
Загрязнение обведено желтой линией (19 декабря)

С 22 декабря ветер поменял направление на юго-восточное, и нефтепродукты понесло к Крыму. К 7 утра 23 декабря задул западный ветер, чем обусловлен вынос мазутного загрязнения от береговой зоны в сторону моря вдоль всего крымского берега в Керченском проливе; вечером ветер стал восточным, что поставило под угрозу береговую линию до Феодосийского залива.

Фото: C-SAR Sentinel-1A/ESA
Метками отмечены нос и корма судна «Волгонефть-212» (23 декабря)

В Краснодарском крае объявлен режим ЧС федерального уровня, принимаются срочные меры по ликвидации последствий катастрофы.