Археологи: древние города майя были пронизаны ртутным загрязнением
Отравление почвы в некоторых местах настолько велико, что археологам советуют принять меры предосторожности, чтобы сохранить свое здоровье, пишет ScienceAlert.
«Такое ртутное загрязнение окружающей среды обычно наблюдается в современных городских районах и промышленных ландшафтах», — говорит Дункан Кук, геоархеолог из Австралийского католического университета и ведущий автор обзора, вышедшего в журнале Frontiers in Environmental Science.
Вместе с группой исследователей из США и Великобритании Кук проанализировал наборы данных, собранные в результате 10 раскопок городов майя классического периода (III-X вв. н.э.) и окрестностей. Все исследования включали измерения уровня ртути.
В чистом виде ртуть представляет собой блестящий серый металл, который плавится при относительно низкой температуре, превращаясь в густую жидкость. Возможно, наиболее широко используемым на протяжении веков соединением этого металла является кристаллический сульфид ртути — киноварь.
Этот ртутный минерал, обычно встречающийся вблизи горячих источников и районов вулканической активности, с незапамятных времен использовался в качестве малинового красителя по всему миру. Для одержимой кровью майя киноварь была не просто красивым оттенком красного.
«Майя верили в ch'ulel — силу, которая обитала в крови. Следовательно, блестящий красный пигмент киновари был ценным и священным веществом, но майя не знали, что оно ядовито», — говорит геоархеолог из Университета Цинциннати (США) Николас Даннинг.
Любопытно, что чтобы найти хорошее месторождение, нужно было отправиться на самый край мира майя. Археологические исследования предполагают, что киноварь добывалась в Центральной Америке еще во II-I тысячелетиях до нашей эры, когда процветала культура ольмеков. Киноварь широко использовалась майя и полторы тысячи лет спустя, в основном в виде порошка для придания цвета декоративным предметам или в погребениях.
В редких случаях археологи обнаруживали и очищенную ртуть, обычно в ритуальных тайниках или погребениях элиты. Каким образом к майя попадал очищенный металл — через торговлю или они и сами знали химические способы его получения — до сих пор остается загадкой.
В какой степени это обильное применение сульфида ртути повлияло на здоровье майя, также пока не совсем ясно, хотя растущее количество исследований указывает на то, что токсичный металл, по крайней мере, проникал глубоко в кости. Один из последних правителей города майя, царь по имени Темное Солнце, страдал ожирением. Это может свидетельствовать о метаболическом заболевании, обычно вызываемом отравлением ртутью.
«Наш результат является еще одним доказательством того, что загрязнение металлами было следствием человеческой деятельности на протяжении истории, а не только в последнее время», — говорит Тим Бич, геоархеолог из Техасского университета (США).
Археологи: майя создавали мячи для игры из человеческого праха, угля и каучука
Крах столицы древних майя: результаты нового исследования звучат как предупреждение