Майя предпочитали приносить в жертву мальчиков — данные генетического исследования
Древний город майя Чичен-Ица, расположенный в самом сердце полуострова Юкатан в Мексике, — один из самых знаковых и загадочных археологических памятников Северной Америки. Он стал главенствующим после краха классических майя, и оставался густонаселенным могущественным политическим центром в течение нескольких столетий, предшествовавших приходу испанцев. Влияние Чичен-Ицы распространилось по всему региону майя и большой части Центральной Мексики. Чичен-Ица, пожалуй, наиболее известен своими обширными свидетельствами ритуальных убийств: как останки принесенных в жертву людей, так и изображения на стенах зданий.
В так называемом Священном сеноте были обнаружены останки сотен людей (сенот — форма карстового рельефа, естественный провал, образованный при обрушении свода известняковой пещеры, в которой протекают подземные воды). Комната, которая, вероятно, представляла собой перепрофилированный чултун (цистерну с водой), была увеличена и соединена с небольшой пещерой. Большую часть жертв составляют дети и подростки. Для древних майя пещеры, сеноты и чултуны издавна ассоциировались с жертвоприношением детей. Такие подземные объекты широко рассматривались как точки соединения с подземным миром.
Международная группа исследователей провела углубленное генетическое исследование останков 64 детей, ритуально захороненных в чутуне в Чичен-Ице, сообщает Институт эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия). Результаты опубликованы в Nature.
Датирование останков показало, что чултун использовался для погребений более 500 лет, с VII по XII века нашей эры, но что большинство детей были похоронены там в течение 200-летнего периода политического расцвета Чичен-Ицы между 800 и 1000 годами.
Неожиданно генетический анализ показал, что все изученные останки принадлежали мальчикам. Это дети из местной популяции майя, многие были похоронены парами с близким родственником — родные или двоюродные братья. Родственники при жизни придерживались схожей диеты, что позволяет предположить, что они росли в одной семье. Ученые идентифицировали также две пары однояйцевых близнецов.
Скорее всего, чултун был местом захоронения после жертвоприношений. Близнецы занимают особое место в духовной жизни древних майя. Двойное жертвоприношение — центральная тема священной книги «Пополь Вух». В «Пополь Вух» близнецы Хун Хунахпу и Вукуб Хунахпу спускаются в подземный мир и приносятся в жертву богам после поражения в игре с мячом. Сыновья Хун Хунахпу, близнецы-герои Хунахпу и Шбаланке, затем мстят за своего отца и дядю, проходя повторяющиеся циклы жертвоприношений и воскрешений, чтобы перехитрить богов подземного мира. Близнецы-герои и их приключения широко представлены в классическом искусстве майя, а поскольку подземные сооружения рассматривались как входы в подземный мир, погребение близнецов и пар близких родственников в чултуне в Чичен-Ице может намекать на ритуалы с участием героев-близнецов.
Генетики также проверили, насколько современные представители коренных народов Юкатана генетически похожи на древних, сохранилась ли прямая родственная преемственность. Оказалось, что да, очень похожи, за некоторым исключением: в геноме современных индейцев остались весьма ощутимые следы эпидемий времен колониального завоевания. Исследователи обнаружили доказательства положительного отбора в генах, связанных с иммунитетом, и, в частности, генетических вариантов, защищающих от инфекции сальмонеллы. Это подтверждает письменные свидетельства о страшной эпидемии сальмонеллеза, завезенного европейцами, среди местного населения в 1545 году. Тогда эпидемия убила 90% индейцев.