Большое геномное исследование показало, что происходило в Европе 10 000 лет назад

Низовья Днепра неожиданно оказались изолированной территорией, куда долго не проникали земледельцы.
Shutterstock

Исследование было проведено учеными из Университета Упсалы (Финляндия), которые получили новые генетические данные 56 человек каменного века из Центральной и Восточной Европы. Результаты были опубликованы в журнале Communications Biology.

Выборка охватывает европейский мезолит (12-8 тыс. лет до н.э.), неолит (примерно с 7-го тысячелетия до н. э. до 1700 гг. до н. э) и энеолит (или медный век, длился в среднем с 3500 по 1700 гг. до н.э.).

В мезолите на территории Европы жили охотники-собиратели, которые составляли генетический «градиент» с сибирскими (в качестве сравнения использовались первобытные люди с Афонтовой горы — палеолитической стоянки на Енисее). То есть генетические различия менялись плавно от Западной Европы к Центральной Сибири.

Однако примерно 8500 лет до н. э. в западной и южной Европе появляется мощный поток генов с территории нынешней Анатолии (часть Турции), приходит новое население, которое принесло с собой земледелие, заместило или ассимилировало местных охотников-собирателей.

Ученые решили выяснить, а что же в это время происходило в Восточной Европе. Они секвенировали геномы жителей эпохи мезолита и неолита из нынешних Польши, Румынии и Украины.

Фото: Tiina M. Mattila et al./Communications Biology, 2023
Места погребений, откуда брали образцы останков для секвенирования геномов

Оказалось, что в Польше и Румынии происходили те же демографические процессы, что и в южной и в западной Европе, хотя и в меньше степени. А вот низовья Днепра оставались  относительно генетически изолированными еще как минимум 4000 лет после нашествия земледельцев из Анатолии на остальную Европу. Это подтверждает и археология — жители низовий Днепра довольно долго сохраняли свой уклад охотников-собирателей и не стремились к земледелию, даже после того, как у них появилась керамика.

Однако полностью без влияния извне эта территория не осталась. Довольно долго лавры распространителей земледелия были не только у жителей Анатолии, но и предгорий Кавказа (со стороны нынешних Турции и Ирана). И вот как раз от представителей этой местности у обитателей низовий Днепра и северного Причерноморья наблюдалась некоторая примесь генов в эпоху неолита.

В эпоху энеолита же сюда пришли новые люди с Востока, создавшие ямную археологическую культуру. По оценкам авторов, примерно треть населения осталась прежней, это потомки тех, кто жил здесь в мезолите и неолите, остальные — пришлые «ямники», которые, наконец, принесли активное земледелие и животноводство и сюда.

Переход к земледелию и оседлости оказался не очень полезным для здоровья человека

Исследование: первобытные люди ели не только мясо, но и бобовую кашу

В затопленном 9000-летнем поселении в Италии обнаружены древние ткани и жилища