Раскрыт принцип создания древнеегипетских барельефов

Anastasiia Stupko-Lubczynska
Польские археологи исследовали гробницу Хатшепсут и выяснили, что барельефы создавались не одним человеком, как считали раньше, а целой командой.

Исследование опубликовано в Antiquity, коротко о нем сообщает Science.

Около двух веков египтологи воспринимали барельефы гробниц как источник религиозной информации, а не как произведения искусства. Поэтому сейчас мы знаем мало о создателях изображений, хотя рисунки играли важную роль в обществе, где большинство не умело читать.

Чтобы разобраться, группа ученых под руководством археолога Анастасии Ступко-Любчинской из Варшавского университета исследовала гробницу Хатшепсут, которая правила в 1478–1458 годах до н. э. и была одной из немногих женщин-фараонов. Ее храм размерами 273 на 105 м построен 3500 лет назад и находится в районе современного Луксора.

На двух 13-метровых стенах алтарной комнаты Хатшепсут изображены 200 фигур. Это бесконечная процессия людей с дарами для фараона, которая занимает по две трети стены. Польские археологи провели сотни часов, копируя рисунки в масштабе один к одному. 

«Нам пришлось повторить работу резчиков, каждый их шаг, прорисовать все линии», — говорит Ступко-Любчинская.

Сначала археологам казалось, что все фигуры одинаковые, но со временем они стали замечать различия. Некоторые оказались заметно хуже сделаны — на них удары древних резчиков были неаккуратными и многочисленными, а поверх ложились исправления. Согласно исследованию, барельефы создавал не один человек, как думали раньше, а целая команда.

«У одной и той же фигуры может быть идеальное лицо и ужасно сделанный парик, — говорит археолог. — Вероятно, фигуру заканчивали подмастерья».

Кроме того, в темных комнатах без естественного освещения наверняка толпились ассистенты с масляными лампами. Авторы предполагают, что мастер сосредоточивался на самых сложных задачах, а фоны, вспомогательные персонажи и подготовительная работа доставались ученикам. Раз более опытные руки исправляли ошибки подмастерьев, значит, даже храм фараона рассматривался как место для обучения новичков.

Археологи считают, что исследование действительно расширило наше понимание того, как работали древние мастера.